151 Ожидание и обучение у моря

(Tarrying and Teaching by the Seaside) 

 

[151:0.1] BY MARCH 10 all of the preaching and teaching groups had forgathered at Bethsaida. Thursday night and Friday many of them went out to fish, while on the Sabbath day they attended the synagogue to hear an aged Jew of Damascus discourse on the glory of father Abraham. Jesus spent most of this Sabbath day alone in the hills. That Saturday night the Master talked for more than an hour to the assembled groups on «The mission of adversity and the spiritual value of disappointment.» This was a memorable occasion, and his hearers never forgot the lesson he imparted.
К 10 МАРТА все группы учителей и проповедников собрались в Вифсаиде. В четверг вечером и в пятницу многие из них вышли на рыбалку, а в субботу днем они посетили синагогу, чтобы послушать выступление престарелого дамасского еврея о славе отца Авраама. Большую часть этого субботнего дня Иисус провел в одиночестве в горах. В ту же субботу вечером Учитель больше часа говорил собравшимся группам о «смысле невзгод и духовной ценности разочарования». Это было непреходящее событие и слушатели никогда не забывали полученного урока.
[151:0.2] Jesus had not fully recovered from the sorrow of his recent rejection at Nazareth; the apostles were aware of a peculiar sadness mingled with his usual cheerful demeanor. James and John were with him much of the time, Peter being more than occupied with the many responsibilities having to do with the welfare and direction of the new corps of evangelists. This time of waiting before starting for the Passover at Jerusalem, the women spent in visiting from house to house, teaching the gospel, and ministering to the sick in Capernaum and the surrounding cities and villages.
Иисус все еще переживал горечь недавнего отвержения в Назарете; апостолы заметили в его обычно радостной манере держаться примесь особой печали. Большую часть времени с ним были Иаков и Иоанн, ибо Петр был перегружен многочисленными обязанностями, связанными с заботой о новом корпусе евангелистов и управлением его деятельностью. В ожидании отправления в Иерусалим на Пасху женщины посещали дома, обучая евангелию и помогая больным в Капернауме и окрестных городах и селениях.

1. THE PARABLE OF THE SOWER 

1. ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

[151:1.1] About this time Jesus first began to employ the parable method of teaching the multitudes that so frequently gathered about him. Since Jesus had talked with the apostles and others long into the night, on this Sunday morning very few of the group were up for breakfast; so he went out by the seaside and sat alone in the boat, the old fishing boat of Andrew and Peter, which was always kept at his disposal, and meditated on the next move to be made in the work of extending the kingdom. But the Master was not to be alone for long. Very soon the people from Capernaum and near-by villages began to arrive, and by ten o’clock that morning almost one thousand were assembled on shore near Jesus’ boat and were clamoring for attention. Peter was now up and, making his way to the boat, said to Jesus, «Master, shall I talk to them?» But Jesus answered, «No, Peter, I will tell them a story.» And then Jesus began the recital of the parable of the sower, one of the first of a long series of such parables which he taught the throngs that followed after him. This boat had an elevated seat on which he sat (for it was the custom to sit when teaching) while he talked to the crowd assembled along the shore. After Peter had spoken a few words, Jesus said:
Примерно в это же время для обучения столь часто собиравшегося вокруг него народа Иисус впервые стал использовать притчи. Из-за того, что он проговорил с апостолами и другими людьми далеко за полночь, мало кто поднялся в это воскресное утро к завтраку; поэтому Иисус в одиночестве отправился на берег и сел в лодку. Здесь в старой рыбацкой лодке Андрея и Петра, всегда находившейся в его распоряжении, он обдумывал дальнейшие шаги по распространению царства. Однако Учитель недолго был в одиночестве. Вскоре сюда стали прибывать люди из Капернаума и окрестных сел и к десяти часам утра на берегу перед лодкой Иисуса собралось около тысячи человек, шумно требовавших внимания. К тому времени Петр был уже на ногах и, пробравшись к лодке, спросил у Иисуса: «Учитель, поговорить ли мне с ними?» Но Иисус ответил: «Не надо, Петр, я расскажу им историю». И он начал рассказывать притчу о сеятеле, одну из первых в длинном ряду подобных притч, с помощью которых он обучал толпы следовавших за ним людей. В этой лодке было высокое сиденье, на котором он сидел (ибо в обычае было обучать сидя), обращаясь к собравшейся на берегу толпе. После краткого вступительного слова Петра Иисус сказал:

[151:1.2] «A sower went forth to sow, and it came to pass as he sowed that some seed fell by the wayside to be trodden underfoot and devoured by the birds of heaven. Other seed fell upon the rocky places where there was little earth, and immediately it sprang up because there was no depth to the soil, but as soon as the sun shone, it withered because it had no root whereby to secure moisture. Other seed fell among the thorns, and as the thorns grew up, it was choked so that it yielded no grain. Still other seed fell upon good ground and, growing, yielded, some thirtyfold, some sixtyfold, and some a hundredfold.» And when he had finished speaking this parable, he said to the multitude, «He who has ears to hear, let him hear.»
«Вышел сеятель сеять, и когда разбрасывал семена, оказалось, что некоторые из них упали возле дороги, были втоптаны в землю и склеваны небесными птицами. Другие семена попали на каменистые места, где не было достаточно земли и вскоре проросли, ибо слой почвы там был неглубокий; но взошедшее солнце опалило ростки, так как у них не было корней, которые питали бы их влагой. Другие семена упали среди колючек, и когда колючки выросли, то задушили ростки, так что те не дали зерна. Оставшиеся семена упали на благодатную почву. Они пустили ростки, стали плодоносить и принесли урожай — некоторые дав в тридцать, другие в шестьдесят, а иные в сто раз больше зерен, чем было посеяно». И закончив рассказывать эту притчу, он добавил: «Имеющий уши, да услышит».

[151:1.3] The apostles and those who were with them, when they heard Jesus teach the people in this manner, were greatly perplexed; and after much talking among themselves, that evening in the Zebedee garden Matthew said to Jesus: «Master, what is the meaning of the dark sayings which you present to the multitude? Why do you speak in parables to those who seek the truth?» And Jesus answered:
Апостолы и их спутники, услышав каким образом Иисус учит людей, были чрезвычайно озадачены. Они долго обсуждали это между собой, а вечером в саду у дома Зеведея Матфей спросил у Иисуса: «Учитель, в чем смысл загадочных высказываний, с которыми ты обращаешься к народу? Почему ты говоришь притчами с теми, кто ищет истину?» И Иисус ответил:
[151:1.4] «In patience have I instructed you all this time. To you it is given to know the mysteries of the kingdom of heaven, but to the undiscerning multitudes and to those who seek our destruction, from now on, the mysteries of the kingdom shall be presented in parables. And this we will do so that those who really desire to enter the kingdom may discern the meaning of the teaching and thus find salvation, while those who listen only to ensnare us may be the more confounded in that they will see without seeing and will hear without hearing. My children, do you not perceive the law of the spirit which decrees that to him who has shall be given so that he shall have an abundance; but from him who has not shall be taken away even that which he has. Therefore will I henceforth speak to the people much in parables to the end that our friends and those who desire to know the truth may find that which they seek, while our enemies and those who love not the truth may hear without understanding. Many of these people follow not in the way of the truth. The prophet did, indeed, describe all such undiscerning souls when he said: `For this people’s heart has waxed gross, and their ears are dull of hearing, and their eyes they have closed lest they should discern the truth and understand it in their hearts.'»
«Все это время я терпеливо наставлял вас. Вам дано знать тайны царства небесного, однако отныне непрозорливым толпам и тем, кто стремится погубить нас, тайны царства будут выражаться в виде притчей. Мы будем поступать так для того, чтобы искренне желающие войти в царство могли различать смысл учения и тем самым обретать спасение, а те, кто только стремится заманить нас в ловушку, были бы еще больше озадачены — они будут смотреть, но не увидят, будут слушать, но не услышат. Дети мои, разве вы не понимаете закон духа, который гласит: тому, кто имеет, будет дано в изобилии; а не имеющий лишится даже последнего? Поэтому впредь я буду говорить с людьми в основном притчами, чтобы наши друзья и желающие знать истину могли обрести что ищут, а наши враги и те, кто не любит истину слушали бы, не разумея что слышат. Многие из этих людей не следуют путем истины. Именно о таких непрозорливых душах говорил пророк: «Ибо огрубело сердце этого народа; их уши не слышат и глаза их закрыты, чтобы не распознать истину и не уразуметь ее в сердцах своих».
[151:1.5] The apostles did not fully comprehend the significance of the Master’s words. As Andrew and Thomas talked further with Jesus, Peter and the other apostles withdrew to another portion of the garden where they engaged in earnest and prolonged discussion.
Апостолы не до конца поняли смысл слов Учителя. Пока Андрей и Фома продолжали говорить с Иисусом, Петр и остальные апостолы перешли в другую часть сада, где приступили к серьезной и продолжительной дискуссии.

2. INTERPRETATION OF THE PARABLE 

2. ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ

[151:2.1] Peter and the group about him came to the conclusion that the parable of the sower was an allegory, that each feature had some hidden meaning, and so they decided to go to Jesus and ask for an explanation. Accordingly, Peter approached the Master, saying: «We are not able to penetrate the meaning of this parable, and we desire that you explain it to us since you say it is given us to know the mysteries of the kingdom.» And when Jesus heard this, he said to Peter: «My son, I desire to withhold nothing from you, but first suppose you tell me what you have been talking about; what is your interpretation of the parable?»
Петр и окружавшая его группа пришли к заключению, что притча о сеятеле — это аллегория, где каждая деталь заключает в себе скрытый смысл и решили пойти к Иисусу за объяснением. Поэтому Петр подошел к Учителю и сказал: «Мы не можем проникнуть в смысл этой притчи и хотим, чтобы ты объяснил ее нам, раз говоришь, что нам дано знать тайны царства». Услышав эти слова, Иисус сказал: «Сын мой, я ничего не хочу утаивать от вас, но сначала расскажите мне, о чем вы говорили; каково ваше толкование этой притчи?»
[151:2.2] After a moment of silence, Peter said: «Master, we have talked much concerning the parable, and this is the interpretation I have decided upon: The sower is the gospel preacher; the seed is the word of God. The seed which fell by the wayside represents those who do not understand the gospel teaching. The birds which snatched away the seed that fell upon the hardened ground represent Satan, or the evil one, who steals away that which has been sown in the hearts of these ignorant ones. The seed which fell upon the rocky places, and which sprang up so suddenly, represents those superficial and unthinking persons who, when they hear the glad tidings, receive the message with joy; but because the truth has no real root in their deeper understanding, their devotion is short-lived in the face of tribulation and persecution. When trouble comes, these believers stumble; they fall away when tempted. The seed which fell among thorns represents those who hear the word willingly, but who allow the cares of the world and the deceitfulness of riches to choke the word of truth so that it becomes unfruitful. Now the seed which fell on good ground and sprang up to bear, some thirty, some sixty, and some a hundredfold, represents those who, when they have heard the truth, receive it with varying degrees of appreciation — owing to their differing intellectual endowments — and hence manifest these varying degrees of religious experience.»
На мгновение наступила тишина, а затем Петр сказал: «Учитель, мы много говорили об этой притче и вот к какому толкованию я пришел. Сеятель — это проповедник евангелия, семя — слово Бога. Семена, упавшие у дороги, означают тех, кто не понимает евангельского учения. Птицы, которые похитили семена, упавшие на твердую землю, означают Сатану или лукавого, похищающего посеянное в сердцах невежд. Семена, упавшие на каменистые места и быстро взошедшие, означают тех поверхностных и легкомысленных людей, которые, услышав благую весть, принимают ее с радостью; однако из-за того, что истина не укореняется в глубоком понимании, их рвение оказывается недолговечным перед лицом испытаний и гонений. Когда приходит беда, эти верующие спотыкаются; соблазненные, они отступают. Семена, упавшие среди колючек, означают тех, кто с готовностью слушает проповедь, но позволяет мирской суете и обольщению богатства заглушать слово истины, которое тем самым становится бесплодным. Семена же, попавшие в благодатную почву, взошедшие и принесшие урожай — одни в тридцать, другие в шестьдесят, а иные в сто раз — означают тех, кто слышит и по-разному принимает истину, проявляя различные уровни религиозного опыта в соответствии со своими интеллектуальными способностями».
[151:2.3] Jesus, after listening to Peter’s interpretation of the parable, asked the other apostles if they did not also have suggestions to offer. To this invitation only Nathaniel responded. Said he: «Master, while I recognize many good things about Simon Peter’s interpretation of the parable, I do not fully agree with him. My idea of this parable would be: The seed represents the gospel of the kingdom, while the sower stands for the messengers of the kingdom. The seed which fell by the wayside on hardened ground represents those who have heard but little of the gospel, along with those who are indifferent to the message, and who have hardened their hearts. The birds of the sky that snatched away the seed which fell by the wayside represent one’s habits of life, the temptation of evil, and the desires of the flesh. The seed which fell among the rocks stands for those emotional souls who are quick to receive new teaching and equally quick to give up the truth when confronted with the difficulties and realities of living up to this truth; they lack spiritual perception. The seed which fell among the thorns represents those who are attracted to the truths of the gospel; they are minded to follow its teachings, but they are prevented by the pride of life, jealousy, envy, and the anxieties of human existence. The seed which fell on good soil, springing up to bear, some thirty, some sixty, and some a hundredfold, represents the natural and varying degrees of ability to comprehend truth and respond to its spiritual teachings by men and women who possess diverse endowments of spirit illumination.»
Выслушав толкование притчи Петром, Иисус спросил остальных апостолов, нет ли у них своих предложений. На это откликнулся только Нафанаил. Он сказал: «Учитель, я считаю, что в толковании притчи Симоном Петром есть много хорошего, но я не полностью согласен с ним. Вот как я понимаю притчу. Семена означают евангелие царства, сеятель — вестников царства. Семена, упавшие у дороги на твердую землю, означают тех, кто мало что слышал о евангелии, а также тех, кто равнодушен к этой проповеди и ожесточил свое сердце. Птицы, которые склевали упавшие у дороги семена, означают образ жизни людей, соблазны зла и желания плоти. Семена, упавшие меж камней — это те эмоциональные души, которые быстро принимают новое учение и столь же быстро отказываются от истины, столкнувшись с трудностями и реальностями проживания такой истины; им не хватает духовного постижения. Семена, упавшие среди колючек, означают тех, кого влекут истины евангелия: они склонны следовать его учениям, но им мешает жизненная гордыня, ревность, зависть и повседневные человеческие заботы. Те семена, которые упали на добрую почву и приносят плоды — одни в тридцать, другие в шестьдесят, а иные в сто раз — означают естественную и различную способность мужчин и женщин постигать истину и отзываться на ее духовные учения в соответствии с различным духовным озарением».
[151:2.4] When Nathaniel had finished speaking, the apostles and their associates fell into serious discussion and engaged in earnest debate, some contending for the correctness of Peter’s interpretation, while almost an equal number sought to defend Nathaniel’s explanation of the parable. Meanwhile Peter and Nathaniel had withdrawn to the house, where they were involved in a vigorous and determined effort the one to convince and change the mind of the other.
Когда Нафанаил умолк, среди апостолов и их товарищей разгорелся серьезный спор, переросший в жаркие дебаты: некоторые отстаивали правильность толкования Петра, в то время как почти столько же спорящих защищали объяснение притчи, данное Нафанаилом. Тем временем, Петр и Нафанаил перешли в дом, где продолжили настойчивые и решительные попытки переубедить друг друга.
[151:2.5] The Master permitted this confusion to pass the point of most intense expression; then he clapped his hands and called them about him. When they had all gathered around him once more, he said, «Before I tell you about this parable, do any of you have aught to say?» Following a moment of silence, Thomas spoke up: «Yes, Master, I wish to say a few words. I remember that you once told us to beware of this very thing. You instructed us that, when using illustrations for our preaching, we should employ true stories, not fables, and that we should select a story best suited to the illustration of the one central and vital truth which we wished to teach the people, and that, having so used the story, we should not attempt to make a spiritual application of all the minor details involved in the telling of the story. I hold that Peter and Nathaniel are both wrong in their attempts to interpret this parable. I admire their ability to do these things, but I am equally sure that all such attempts to make a natural parable yield spiritual analogies in all its features can only result in confusion and serious misconception of the true purpose of such a parable. That I am right is fully proved by the fact that, whereas we were all of one mind an hour ago, now are we divided into two separate groups who hold different opinions concerning this parable and hold such opinions so earnestly as to interfere, in my opinion, with our ability fully to grasp the great truth which you had in mind when you presented this parable to the multitude and subsequently asked us to make comment upon it.»
Учитель подождал, пока страсти начнут утихать, после чего хлопнул в ладоши и подозвал их к себе. Когда все снова собрались вокруг него, он сказал: «Прежде чем я расскажу вам об этой притче, желает ли кто-нибудь из вас что-либо добавить?» На мгновение наступила тишина, после чего Фома произнес: «Да, учитель, я хотел бы сказать несколько слов. Я помню, что когда-то ты предупреждал нас опасаться именно этого. Ты говорил нам, что примеры, которыми мы пользуемся в своих проповедях, должны быть подлинными историями, а не выдумками и что мы должны выбирать пример, наилучшим образом иллюстрирующий одну центральную и важнейшую истину, которую мы хотели бы раскрыть людям, а выбрав такую историю, мы не должны придавать духовный смысл каждой незначительной детали при ее изложении. Я полагаю, что и Петр, и Нафанаил оба ошибаются в своих попытках толкования данной притчи. Я восхищен их способностью толковать, однако уверен в том, что любые попытки найти духовные аналогии для каждой детали реальной притчи, могут привести лишь к путанице и грубейшему искажению истинной цели такой притчи. Моя правота полностью подтверждается тем, что если час назад все мы были единодушны, то сейчас разделились на две группы, придерживающиеся различных мнений по поводу этой притчи, причем мы столь ревностно отстаиваем свои взгляды, что это, по-моему, не дает нам возможности до конца осознать великую истину, которую ты имел в виду, когда рассказывал народу эту притчу и впоследствии просил нас высказать о ней свое мнение».
[151:2.6] The words which Thomas spoke had a quieting effect on all of them. He caused them to recall what Jesus had taught them on former occasions, and before Jesus resumed speaking, Andrew arose, saying: «I am persuaded that Thomas is right, and I would like to have him tell us what meaning he attaches to the parable of the sower.» After Jesus had beckoned Thomas to speak, he said: «My brethren, I did not wish to prolong this discussion, but if you so desire, I will say that I think this parable was spoken to teach us one great truth. And that is that our teaching of the gospel of the kingdom, no matter how faithfully and efficiently we execute our divine commissions, is going to be attended by varying degrees of success; and that all such differences in results are directly due to conditions inherent in the circumstances of our ministry, conditions over which we have little or no control.»
После слов Фомы все притихли. Он заставил их вспомнить то, чему учил Иисус в предыдущих случаях, и прежде чем Иисус продолжил говорить, Андрей встал и сказал: «Я уверен в том, что Фома прав и хотел бы, чтобы он рассказал нам, какой смысл он сам придает притче о сеятеле». Иисус кивком дал знак Фоме продолжать и тот сказал: «Братья мои, я не хотел бы затягивать это обсуждение, однако если вы того желаете, скажу следующее: я полагаю, эта притча прозвучала для того, чтобы научить нас одной великой истине. Эта истина состоит в том, что сколь бы преданно и действенно мы ни выполняли наше божественное поручение, обучение евангелию царства будет сопровождаться переменным успехом и что различия в результатах объясняются почти или полностью не зависящими от нас условиями нашего служения».
[151:2.7] When Thomas had finished speaking, the majority of his fellow preachers were about ready to agree with him, even Peter and Nathaniel were on their way over to speak with him, when Jesus arose and said: «Well done, Thomas; you have discerned the true meaning of parables; but both Peter and Nathaniel have done you all equal good in that they have so fully shown the danger of undertaking to make an allegory out of my parables. In your own hearts you may often profitably engage in such flights of the speculative imagination, but you make a mistake when you seek to offer such conclusions as a part of your public teaching.»
Когда Фома умолк и большинство его собратьев-проповедников почти уже были готовы с ним согласиться — даже Петр и Нафанаил устремились к нему, чтобы поговорить с ним, Иисус поднялся и сказал: «Молодец, Фома; ты проник в истинный смысл притч; однако и Петр, и Нафанаил принесли всем вам не меньшую пользу, ибо показали всю опасность попыток превращения моих притч в аллегории. В своей душе вы можете с пользой для себя давать волю умозрительным фантазиям, но не совершайте ошибки, используя такие выводы в своих публичных уроках».
[151:2.8] Now that the tension was over, Peter and Nathaniel congratulated each other on their interpretations, and with the exception of the Alpheus twins, each of the apostles ventured to make an interpretation of the parable of the sower before they retired for the night. Even Judas Iscariot offered a very plausible interpretation. The twelve would often, among themselves, attempt to figure out the Master’s parables as they would an allegory, but never again did they regard such speculations seriously. This was a very profitable session for the apostles and their associates, especially so since from this time on Jesus more and more employed parables in connection with his public teaching.
Теперь, когда напряжение прошло, Петр и Нафанаил поздравили друг друга со своими толкованиями и за исключением близнецов Алфеевых, каждый из апостолов попытался предложить собственное толкование притчи о сеятеле, прежде чем удалиться на покой. Даже Иуда Искариот предложил весьма убедительное толкование. В своем кругу двенадцать часто пытались толковать притчи Учителя в качестве аллегорий, но они уже никогда не воспринимали такие предположения всерьез. Этот вечер принес апостолам и их товарищам огромную пользу, тем более что с этого времени Иисус все чаще использовал притчи в своих публичных проповедях.

3. MORE ABOUT PARABLES 

3. ЕЩЕ О ПРИТЧАХ

[151:3.1] The apostles were parable-minded, so much so that the whole of the next evening was devoted to the further discussion of parables. Jesus introduced the evening’s conference by saying: «My beloved, you must always make a difference in teaching so as to suit your presentation of truth to the minds and hearts before you. When you stand before a multitude of varying intellects and temperaments, you cannot speak different words for each class of hearers, but you can tell a story to convey your teaching; and each group, even each individual, will be able to make his own interpretation of your parable in accordance with his own intellectual and spiritual endowments. You are to let your light shine but do so with wisdom and discretion. No man, when he lights a lamp, covers it up with a vessel or puts it under the bed; he puts his lamp on a stand where all can behold the light. Let me tell you that nothing is hid in the kingdom of heaven which shall not be made manifest; neither are there any secrets which shall not ultimately be made known. Eventually, all these things shall come to light. Think not only of the multitudes and how they hear the truth; take heed also to yourselves how you hear. Remember that I have many times told you: To him who has shall be given more, while from him who has not shall be taken away even that which he thinks he has.»
Апостолам настолько понравились притчи, что весь следующий вечер был посвящен их дальнейшему обсуждению. Иисус открыл вечернюю беседу словами: «Возлюбленные мои, когда вы учите, то должны делать это так, чтобы ваше изложение истины проникало в разумы и сердца внимающих вам. Когда вы стоите перед людьми с разным интеллектом и темпераментом, то не можете говорить разные слова для каждого типа слушающих, однако вы можете рассказать историю, передающую смысл вашего учения; и каждая группа и даже каждый отдельный человек смогут по-своему истолковать вашу притчу соответственно своим интеллектуальным и духовным одаренностям. Позвольте сиять своему свету, но делайте это с мудростью и прозорливостью. Никто, зажигая светильник, не накрывает его сосудом и не прячет под кровать; наоборот, его ставят на подставку, чтобы все могли видеть свет. Скажу вам, что в царстве небесном нет ничего скрытого, что не сделается явным; и нет ничего тайного, что не станет когда-нибудь известным. В конечном счете, все выходит на свет. Думайте не только о людях и о том, как они слышат истину; будьте внимательны и к себе — к тому, как слышите вы. Помните, что я много раз говорил вам: тому, кто имеет, будет дано еще больше; не имеющий же лишится и того, что, как он считает, у него есть».

[151:3.2] The continued discussion of parables and further instruction as to their interpretation may be summarized and expressed in modern phraseology as follows:
Дальнейшее обсуждение притч и новые наставления относительно их толкования можно обобщить и выразить на современном языке следующим образом:

[151:3.3] 1. Jesus advised against the use of either fables or allegories in teaching the truths of the gospel. He did recommend the free use of parables, especially nature parables. He emphasized the value of utilizing the analogy existing between the natural and the spiritual worlds as a means of teaching truth. He frequently alluded to the natural as «the unreal and fleeting shadow of spirit realities.»
1. Иисус не советовал пользоваться баснями или аллегориями при обучении истинам евангелия. Однако он рекомендовал широко использовать притчи, в особенности притчи, заимствованные из природы. При обучении истине он отметил ценность использования аналогии, существующей между природным и духовным мирами. Он часто называл мир природы «нереальной и ускользающей тенью духовных реальностей».

[151:3.4] 2. Jesus narrated three or four parables from the Hebrew scriptures, calling attention to the fact that this method of teaching was not wholly new. However, it became almost a new method of teaching as he employed it from this time onward.
2. Иисус рассказал три-четыре притчи из священных книг иудеев, обратив внимание на тот факт, что такой прием обучения не был чем-то совсем новым. Тем не менее, он стал практически новым методом обучения в том виде, в каком Иисус использовал его с этого времени.

[151:3.5] 3. In teaching the apostles the value of parables, Jesus called attention to the following points:
3. Объясняя апостолам ценность притч, Иисус обратил их внимание на следующие моменты:

[151:3.6] The parable provides for a simultaneous appeal to vastly different levels of mind and spirit. The parable stimulates the imagination, challenges the discrimination, and provokes critical thinking; it promotes sympathy without arousing antagonism.
Притча одновременно притягательна для совершенно различных уровней разума и духа. Притча стимулирует воображение, требует проницательности и способствует критическому мышлению; она побуждает отзывчивость, не вызывая антагонизма.
[151:3.7] The parable proceeds from the things which are known to the discernment of the unknown. The parable utilizes the material and natural as a means of introducing the spiritual and the supermaterial.
Притча отталкивается от известного и ведет к различению неизвестного. Притча использует материальное и природное для того, чтобы дать представление о духовном и сверхматериальном.
[151:3.8] Parables favor the making of impartial moral decisions. The parable evades much prejudice and puts new truth gracefully into the mind and does all this with the arousal of a minimum of the self-defense of personal resentment.
Притчи способствуют выбору непредвзятых нравственных решений. Притча позволяет обходить многие предрассудки и изящно вкладывает в разум новую истину, практически не вызывая отторжения.
[151:3.9] To reject the truth contained in parabolical analogy requires conscious intellectual action which is directly in contempt of one’s honest judgment and fair decision. The parable conduces to the forcing of thought through the sense of hearing.
Для того чтобы отвергнуть истину, заключенную в притчевой аналогии, требуется сознательное интеллектуальное действие вопреки чистосердечному суждению и ясному решению человека. Притча заставляет слушателя задуматься.
[151:3.10] The use of the parable form of teaching enables the teacher to present new and even startling truths while at the same time he largely avoids all controversy and outward clashing with tradition and established authority.
Использование в обучении формы притчи позволяет учителю представлять новые и даже поразительные истины и в то же время в значительной мере избегать полемики и внешних столкновений с традицией и признанными авторитетами.
[151:3.11] The parable also possesses the advantage of stimulating the memory of the truth taught when the same familiar scenes are subsequently encountered.
Преимущество притчи заключается также в том, что она вызывает в памяти истину при последующем столкновении с уже знакомыми эпизодами.

[151:3.12] In this way Jesus sought to acquaint his followers with many of the reasons underlying his practice of increasingly using parables in his public teaching.
Таким образом Иисус стремился познакомить своих последователей со многими из причин, лежащих в основе его практики все более широкого использования притч в публичном обучении.

[151:3.13] Toward the close of the evening’s lesson Jesus made his first comment on the parable of the sower. He said the parable referred to two things: First, it was a review of his own ministry up to that time and a forecast of what lay ahead of him for the remainder of his life on earth. And second, it was also a hint as to what the apostles and other messengers of the kingdom might expect in their ministry from generation to generation as time passed.
Ближе к концу вечернего урока Иисус впервые прокомментировал притчу о сеятеле. Он сказал, что в притче говорится о двух вещах. Во-первых, она представляет собой анализ его собственного служения вплоть до настоящего времени и прогноз того, что может ожидать его в будущем в оставшийся период земной жизни. Во-вторых, это также намек на то, что могут ожидать от своего служения апостолы и другие вестники царства с течением времени, по мере того, как одно поколение будет приходить на смену другому.
[151:3.14] Jesus also resorted to the use of parables as the best possible refutation of the studied effort of the religious leaders at Jerusalem to teach that all of his work was done by the assistance of demons and the prince of devils. The appeal to nature was in contravention of such teaching since the people of that day looked upon all natural phenomena as the product of the direct act of spiritual beings and supernatural forces. He also determined upon this method of teaching because it enabled him to proclaim vital truths to those who desired to know the better way while at the same time affording his enemies less opportunity to find cause for offense and for accusations against him.
Иисус обращался к притчам также как к лучшему из возможных методу для опровержения преднамеренных попыток религиозных лидеров Иерусалима внушить народу, что весь его труд осуществляется с помощью бесов и князя бесовского. Обращение к природе разрушало такие утверждения, ибо в то время люди рассматривали все естественные явления как результат прямого воздействия духовных существ и сверхъестественных сил. Кроме того, он решил использовать данный метод обучения потому, что это позволяло ему провозглашать важнейшие истины желающим познать лучший путь и вместе с тем лишало его недругов повода для нападок и обвинений.
[151:3.15] Before he dismissed the group for the night, Jesus said: «Now will I tell you the last of the parable of the sower. I would test you to know how you will receive this: The kingdom of heaven is also like a man who cast good seed upon the earth; and while he slept by night and went about his business by day, the seed sprang up and grew, and although he knew not how it came about, the plant came to fruit. First there was the blade, then the ear, then the full grain in the ear. And then when the grain was ripe, he put forth the sickle, and the harvest was finished. He who has an ear to hear, let him hear.»
Прежде чем отпустить апостолов на покой, Иисус сказал: «А теперь я расскажу вам последнюю часть притчи о сеятеле. Я хотел бы знать, как вы воспримете следующие слова: Царство небесное также подобно человеку, который бросил доброе зерно в землю; и пока он спал по ночам и занимался своими делами днем, семя всходило и росло, и хотя он не знал, как это случилось, растение стало плодоносить. Сначала появился росток, затем колос, потом полное зерно в колосе. А затем когда зерно созрело, он взялся за серп и свершилась жатва. Имеющий уши да услышит».
[151:3.16] Many times did the apostles turn this saying over in their minds, but the Master never made further mention of this addition to the parable of the sower.
Много раз апостолы обдумывали эти слова, однако Учитель никогда больше не упоминал об этом дополнении к притче о сеятеле.

4. MORE PARABLES BY THE SEA 

4. НОВЫЕ ПРИТЧИ У МОРЯ

[151:4.1] The next day Jesus again taught the people from the boat, saying: «The kingdom of heaven is like a man who sowed good seed in his field; but while he slept, his enemy came and sowed weeds among the wheat and hastened away. And so when the young blades sprang up and later were about to bring forth fruit, there appeared also the weeds. Then the servants of this householder came and said to him: `Sir, did you not sow good seed in your field? Whence then come these weeds?’ And he replied to his servants, `An enemy has done this.’ The servants then asked their master, `Would you have us go out and pluck up these weeds?’ But he answered them and said: `No, lest while you are gathering them up, you uproot the wheat also. Rather let them both grow together until the time of the harvest, when I will say to the reapers, Gather up first the weeds and bind them in bundles to burn and then gather up the wheat to be stored in my barn.'»
На следующий день Иисус вновь учил людей, обращаясь к ним из лодки: «Царство небесное подобно человеку, посеявшему в поле хорошие семена; но пока он спал, пришел его враг, посеял между пшеницей сорняки и поспешил прочь. Когда же пшеница проросла и созрела, выросли и сорняки. Тогда пришли слуги к хозяину и сказали: „Господин, ты ведь посеял в поле хорошие семена. Откуда же там сорняки?» А он им сказал: „Враг сделал это». Тогда слуги спросили у своего господина: „Ты хочешь, чтобы мы пошли и выдернули их?» Но в ответ он сказал им: „Нет, не хочу, ибо вместе с сорняками вы выдернете и пшеницу. Пусть растут и те, и другие вместе, а когда придет время жатвы, я скажу жнецам: соберите сначала сорняки, свяжите их в копны и сожгите, а затем соберите зерно в мою житницу».

[151:4.2] After the people had asked a few questions, Jesus spoke another parable: «The kingdom of heaven is like a grain of mustard seed which a man sowed in his field. Now a mustard seed is the least of seeds, but when it is full grown, it becomes the greatest of all herbs and is like a tree so that the birds of heaven are able to come and rest in the branches thereof.»
Ответив на несколько вопросов, Иисус рассказал еще одну притчу: «Царство небесное подобно горчичному зерну, которое человек посадил на своем поле. Горчичное зерно — меньше всех семян, но когда прорастает, то становится самым большим из всех садовых растений и похоже на дерево, в ветвях которого могут отдыхать небесные птицы».

[151:4.3] «The kingdom of heaven is also like leaven which a woman took and hid in three measures of meal, and in this way it came about that all of the meal was leavened.»
«Царство небесное также подобно закваске, которую женщина замесила в три меры муки, так что все тесто взошло».

[151:4.4] «The kingdom of heaven is also like a treasure hidden in a field, which a man discovered. In his joy he went forth to sell all he had that he might have the money to buy the field.»
«Царство небесное также подобно зарытому в поле сокровищу, которое нашел человек. От радости он пошел и продал все, что имел, чтобы купить это поле».

[151:4.5] «The kingdom of heaven is also like a merchant seeking goodly pearls; and having found one pearl of great price, he went out and sold everything he possessed that he might be able to buy the extraordinary pearl.»
«Еще царство небесное подобно торговцу, искавшему хороший жемчуг; когда он нашел одну драгоценную жемчужину, то пошел, продал все, что имел и купил эту необыкновенную жемчужину».

[151:4.6] «Again, the kingdom of heaven is like a sweep net which was cast into the sea, and it gathered up every kind of fish. Now, when the net was filled, the fishermen drew it up on the beach, where they sat down and sorted out the fish, gathering the good into vessels while the bad they threw away.»
«Еще царство небесное подобно сети, заброшенной в море, в которую попала самая разная рыба. Когда сеть наполнилась, рыбаки вытянули ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили».

[151:4.7] Many other parables spoke Jesus to the multitudes. In fact, from this time forward he seldom taught the masses except by this means. After speaking to a public audience in parables, he would, during the evening classes, more fully and explicitly expound his teachings to the apostles and the evangelists.
Много других притч рассказал людям Иисус. Фактически, начиная с этого времени, он редко прибегал к какому-либо иному методу обучения народа. В своих публичных выступлениях он говорил притчами, а на вечерних занятиях более глубоко и подробно излагал свои учения апостолам и евангелистам.

5. THE VISIT TO KHERESA 

5. ПОСЕЩЕНИЕ ХЕРЕСЫ

[151:5.1] The multitude continued to increase throughout the week. On Sabbath Jesus hastened away to the hills, but when Sunday morning came, the crowds returned. Jesus spoke to them in the early afternoon after the preaching of Peter, and when he had finished, he said to his apostles: «I am weary of the throngs; let us cross over to the other side that we may rest for a day.»
Народ прибывал всю неделю. В субботу Иисус поспешил удалиться в горы, но к утру воскресенья толпы вернулись. Иисус выступил перед ними днем после проповеди Петра и закончив, сказал апостолам: «Я устал от толпы; отправимся на другой берег и устроим день отдыха».
[151:5.2] On the way across the lake they encountered one of those violent and sudden windstorms which are characteristic of the Sea of Galilee, especially at this season of the year. This body of water is almost seven hundred feet below the level of the sea and is surrounded by high banks, especially on the west. There are steep gorges leading up from the lake into the hills, and as the heated air rises in a pocket over the lake during the day, there is a tendency after sunset for the cooling air of the gorges to rush down upon the lake. These gales come on quickly and sometimes go away just as suddenly.
Пересекая озеро, они попали в одну из тех сильных и внезапных бурь, столь характерных для Галилейского Моря, особенно в это время года. Водная масса озера находится почти на двести метров ниже уровня моря и окружена высокими берегами, особенно с запада. От озера вверх к горам ведут крутые ущелья и в течение дня нагретый воздух поднимается, оставаясь в кармане над озером, а после захода солнца потоки остывающего воздуха нередко устремляются из ущелий к озеру. Такой штормовой ветер быстро поднимается и иногда столь же внезапно стихает.
[151:5.3] It was just such an evening gale that caught the boat carrying Jesus over to the other side on this Sunday evening. Three other boats containing some of the younger evangelists were trailing after. This tempest was severe, notwithstanding that it was confined to this region of the lake, there being no evidence of a storm on the western shore. The wind was so strong that the waves began to wash over the boat. The high wind had torn the sail away before the apostles could furl it, and they were now entirely dependent on their oars as they laboriously pulled for the shore, a little more than a mile and a half distant.
Именно в такой шторм и попала лодка, перевозившая Иисуса на другой берег в тот воскресный вечер. Три другие лодки с некоторыми из молодых евангелистов следовали позади. Буря была жестокой, хотя и разразилась только над этой частью озера — на западном берегу не было никаких признаков шторма. Ветер был настолько сильным, что волны начали захлестывать лодку. Мощный порыв ветра сорвал парус, прежде чем апостолы успели его свернуть, и теперь они полностью зависели от весел, налегая на которые устремились к берегу, находившемуся на расстоянии чуть более двух километров.
[151:5.4] Meanwhile Jesus lay asleep in the stern of the boat under a small overhead shelter. The Master was weary when they left Bethsaida, and it was to secure rest that he had directed them to sail him across to the other side. These ex-fishermen were strong and experienced oarsmen, but this was one of the worst gales they had ever encountered. Although the wind and the waves tossed their boat about as though it were a toy ship, Jesus slumbered on undisturbed. Peter was at the right-hand oar near the stern. When the boat began to fill with water, he dropped his oar and, rushing over to Jesus, shook him vigorously in order to awaken him, and when he was aroused, Peter said: «Master, don’t you know we are in a violent storm? If you do not save us, we will all perish.»
Тем временем Иисус спал на корме под небольшим навесом. Когда они отплывали из Вифсаиды, Учитель был утомлен и распорядился перевезти его на другой берег именно для отдыха. Бывшие рыбаки были сильными и опытными гребцами, однако они попали в один из жесточайших штормов в своей жизни. Несмотря на то, что ветер швырял их лодку как игрушку, Иисус спокойно спал. Петр сидел на правом весле рядом с кормой. Когда лодка начала наполняться водой, он оставил весло и бросившись к Иисусу, сильно встряхнул его, чтобы разбудить, а когда Иисус проснулся, Петр прокричал: «Учитель, разве ты не знаешь, что мы попали в сильный шторм? Если ты не спасешь нас, мы все погибнем».
[151:5.5] As Jesus came out in the rain, he looked first at Peter, and then peering into the darkness at the struggling oarsmen, he turned his glance back upon Simon Peter, who, in his agitation, had not yet returned to his oar, and said: «Why are all of you so filled with fear? Where is your faith? Peace, be quiet.» Jesus had hardly uttered this rebuke to Peter and the other apostles, he had hardly bidden Peter seek peace wherewith to quiet his troubled soul, when the disturbed atmosphere, having established its equilibrium, settled down into a great calm. The angry waves almost immediately subsided, while the dark clouds, having spent themselves in a short shower, vanished, and the stars of heaven shone overhead. All this was purely coincidental as far as we can judge; but the apostles, particularly Simon Peter, never ceased to regard the episode as a nature miracle. It was especially easy for the men of that day to believe in nature miracles inasmuch as they firmly believed that all nature was a phenomenon directly under the control of spirit forces and supernatural beings.
Выйдя под дождь, Иисус посмотрел вначале на Петра, а затем, всмотревшись в темноту на борющихся со стихией гребцов, снова перевел взгляд на Симона Петра, который из-за возбуждения еще не вернулся к своему веслу, и сказал: «Почему вы все охвачены страхом? Где ваша вера? Тихо, успокойтесь». Не успел Иисус высказать Петру и остальным апостолам свое порицание, не успел он призвать Петра к спокойствию и умиротворению своей взволнованной души, как выведенная из равновесия атмосфера обрела устойчивость, успокоилась и ветер прекратился. Почти сразу же бушующие волны стихли, черные тучи, пролившиеся коротким дождем, рассеялись, и на небе засверкали звезды. Насколько мы можем судить, все это было чистым совпадением; однако апостолы — в особенности Симон Петр — всегда считали этот эпизод природным чудом. В то время люди с особой легкостью верили в чудеса природы, поскольку были убеждены в том, что все природные явления находятся под контролем духовных сил и сверхъестественных существ.
[151:5.6] Jesus plainly explained to the twelve that he had spoken to their troubled spirits and had addressed himself to their fear-tossed minds, that he had not commanded the elements to obey his word, but it was of no avail. The Master’s followers always persisted in placing their own interpretation on all such coincidental occurrences. From this day on they insisted on regarding the Master as having absolute power over the natural elements. Peter never grew weary of reciting how «even the winds and the waves obey him.»
Иисус разъяснил двенадцати, что он обращался к их смятенному духу, к их охваченному страхом разуму, что он вовсе не велел стихиям подчиняться его слову, но все было напрасно. Последователи Учителя всегда придерживались своего собственного толкования любых подобных совпадений. С того дня они были уверены, что Учитель обладает абсолютной властью над природными стихиями. Петр неустанно повторял, что «даже ветры и волны послушны ему».
[151:5.7] It was late in the evening when Jesus and his associates reached the shore, and since it was a calm and beautiful night, they all rested in the boats, not going ashore until shortly after sunrise the next morning. When they were gathered together, about forty in all, Jesus said: «Let us go up into yonder hills and tarry for a few days while we ponder over the problems of the Father’s kingdom.»
Был поздний вечер, когда Иисус и его спутники достигли берега, и так как стояла тихая и ясная ночь, то все они остались отдыхать в лодках и вышли на берег только утром вскоре после восхода солнца. Когда они собрались — в общей сложности около сорока человек, — Иисус сказал: «Давайте поднимемся в горы и проведем там несколько дней, рассуждая о проблемах царства Отца».

6. THE KHERESA LUNATIC 

6. СУМАСШЕДШИЙ ИЗ ХЕРЕСЫ

[151:6.1] Although most of the near-by eastern shore of the lake sloped up gently to the highlands beyond, at this particular spot there was a steep hillside, the shore in some places dropping sheer down into the lake. Pointing up to the side of the near-by hill, Jesus said: «Let us go up on this hillside for our breakfast and under some of the shelters rest and talk.»
Большая часть близлежащего восточного берега плавно переходила в начинавшуюся за ним возвышенность, но в этом конкретном месте начинался крутой склон, причем в некоторых местах берег резко обрывался в озеро. Указывая на этот холм, Иисус сказал: «Поднимемся на этот склон и устроим завтрак, а затем найдем пристанище для отдыха и беседы».
[151:6.2] This entire hillside was covered with caverns which had been hewn out of the rock. Many of these niches were ancient sepulchres. About halfway up the hillside on a small, relatively level spot was the cemetery of the little village of Kheresa. As Jesus and his associates passed near this burial ground, a lunatic who lived in these hillside caverns rushed up to them. This demented man was well known about these parts, having onetime been bound with fetters and chains and confined in one of the grottos. Long since he had broken his shackles and now roamed at will among the tombs and abandoned sepulchres.
Весь склон покрывали вырубленные в скалах пещеры. Многие из таких ниш были древними склепами. Примерно на полпути вверх, на небольшом, относительно ровном месте, находилось кладбище деревушки Хереса. Когда Иисус и его сподвижники проходили мимо этого кладбища, к ним устремился сумасшедший, живший в этих пещерах на склоне холма. Безумец был хорошо известен в этих местах; когда-то он был закован в кандалы и цепи и заточен в одном из гротов. Он уже давно разбил свои оковы и свободно бродил среди надгробий и заброшенных склепов.
[151:6.3] This man, whose name was Amos, was afflicted with a periodic form of insanity. There were considerable spells when he would find some clothing and deport himself fairly well among his fellows. During one of these lucid intervals he had gone over to Bethsaida, where he heard the preaching of Jesus and the apostles, and at that time had become a halfhearted believer in the gospel of the kingdom. But soon a stormy phase of his trouble appeared, and he fled to the tombs, where he moaned, cried out aloud, and so conducted himself as to terrorize all who chanced to meet him.
Этот человек по имени Амос страдал периодическими приступами безумия. В продолжительные периоды прояснения он подыскивал кое-какую одежду и вполне нормально уживался со своими собратьями. Во время одного из таких периодов здравомыслия он ходил в Вифсаиду, где слышал проповеди Иисуса и апостолов и с того времени частично уверовал в евангелие царства. Однако вскоре наступила буйная фаза заболевания и он скрылся в склепах, где стонал и громко кричал, пугая своим поведением всех, кто на него наталкивался.
[151:6.4] When Amos recognized Jesus, he fell down at his feet and exclaimed: «I know you, Jesus, but I am possessed of many devils, and I beseech that you will not torment me.» This man truly believed that his periodic mental affliction was due to the fact that, at such times, evil or unclean spirits entered into him and dominated his mind and body. His troubles were mostly emotional — his brain was not grossly diseased.
Когда Амос узнал Иисуса, то упал на колени и воскликнул: «Я знаю тебя, Иисус, но я одержим многими бесами и заклинаю тебя не мучить меня». Этот человек искренне верил, что его периодические душевные недуги объяснялись злыми или нечистыми духами, которые время от времени проникали в него, овладевая разумом и телом. Его беды были в основном эмоционального характера — мозг не был поражен серьезным заболеванием.
[151:6.5] Jesus, looking down upon the man crouching like an animal at his feet, reached down and, taking him by the hand, stood him up and said to him: «Amos, you are not possessed of a devil; you have already heard the good news that you are a son of God. I command you to come out of this spell.» And when Amos heard Jesus speak these words, there occurred such a transformation in his intellect that he was immediately restored to his right mind and the normal control of his emotions. By this time a considerable crowd had assembled from the near-by village, and these people, augmented by the swine herders from the highland above them, were astonished to see the lunatic sitting with Jesus and his followers, in possession of his right mind and freely conversing with them.
Взглянув на человека, припавшего к его ногам подобно животному, Иисус наклонился, взял его за руку, заставил подняться и сказал: «Амос, ты не одержим бесом; ты уже слышал благую весть о том, что являешься сыном Бога. Я повелеваю тебе сбросить эти чары». Когда Амос услышал слова Иисуса, то его интеллект преобразился и он вновь обрел здравый разум и полный контроль над своими эмоциями. К этому времени собралась огромная толпа жителей ближнего села, к которым присоединились спустившиеся с гор свинопасы и все в изумлении смотрели на сумасшедшего, пребывающего в здравом разуме и непринужденно беседующего с Иисусом и его последователями.
[151:6.6] As the swine herders rushed into the village to spread the news of the taming of the lunatic, the dogs charged upon a small and untended herd of about thirty swine and drove most of them over a precipice into the sea. And it was this incidental occurrence, in connection with the presence of Jesus and the supposed miraculous curing of the lunatic, that gave origin to the legend that Jesus had cured Amos by casting a legion of devils out of him, and that these devils had entered into the herd of swine, causing them forthwith to rush headlong to their destruction in the sea below. Before the day was over, this episode was published abroad by the swine tenders, and the whole village believed it. Amos most certainly believed this story; he saw the swine tumbling over the brow of the hill shortly after his troubled mind had quieted down, and he always believed that they carried with them the very evil spirits which had so long tormented and afflicted him. And this had a good deal to do with the permanency of his cure. It is equally true that all of Jesus’ apostles (save Thomas) believed that the episode of the swine was directly connected with the cure of Amos.
Когда свинопасы поспешили в деревню, чтобы рассказать об усмирении сумасшедшего, собаки набросились на небольшое, оставшееся без присмотра стадо примерно из тридцати свиней и пригнали их к обрыву, с которого большинство свиней попадали в море. Именно это случайное происшествие, совпавшее с присутствием Иисуса и якобы чудесным исцелением сумасшедшего, породило легенду о том как Иисус вылечил Амоса, изгнав из него легион бесов и как эти бесы вселились в стадо свиней, заставив их тут же броситься с обрыва в море навстречу собственной гибели. До конца дня свинопасы успели разнести эту новость и все в селе поверили им. Амос не сомневался в их словах; он видел, как вскоре после усмирения его беспокойного разума свиньи скатились с обрыва и всегда верил в то, что они несли в себе тех самых злых духов, которые так долго вызывали его болезнь и мучили его. Именно этим в значительной мере было обусловлено его полное выздоровление. Столь же верно и то, что все апостолы Иисуса (за исключением Фомы) усматривали прямую связь между случаем со свиньями и излечением Амоса.
[151:6.7] Jesus did not obtain the rest he was looking for. Most of that day he was thronged by those who came in response to the word that Amos had been cured, and who were attracted by the story that the demons had gone out of the lunatic into the herd of swine. And so, after only one night of rest, early Tuesday morning Jesus and his friends were awakened by a delegation of these swine-raising gentiles who had come to urge that he depart from their midst. Said their spokesman to Peter and Andrew: «Fishermen of Galilee, depart from us and take your prophet with you. We know he is a holy man, but the gods of our country do not know him, and we stand in danger of losing many swine. The fear of you has descended upon us, so that we pray you to go hence.» And when Jesus heard them, he said to Andrew, «Let us return to our place.»
Иисусу так и не удалось отдохнуть. Большую часть этого дня он был окружен толпой людей, привлеченных известием об излечении Амоса и историей о бесах, перешедших из безумца в стадо свиней. Так после одной только ночи отдыха, ранним утром во вторник Иисуса и его друзей разбудила группа иноверцев-свинопасов, пришедших просить Иисуса покинуть их. Обращаясь к Петру и Андрею, их представитель сказал: «Рыбаки Галилеи, оставьте нас и возьмите с собой вашего пророка. Мы знаем, что он святой человек, однако боги нашей страны не знают его и нам грозит потеря многих свиней. Мы объяты страхом перед вами и потому молим вас уйти отсюда». Услышав эти слова, Иисус сказал Андрею: «Вернемся домой».
[151:6.8] As they were about to depart, Amos besought Jesus to permit him to go back with them, but the Master would not consent. Said Jesus to Amos: «Forget not that you are a son of God. Return to your own people and show them what great things God has done for you.» And Amos went about publishing that Jesus had cast a legion of devils out of his troubled soul, and that these evil spirits had entered into a herd of swine, driving them to quick destruction. And he did not stop until he had gone into all the cities of the Decapolis, declaring what great things Jesus had done for him.
Когда они уже были готовы отправиться в путь, Амос стал упрашивать Иисуса взять его с собой, но Учитель не согласился. Иисус сказал Амосу: «Не забывай, что ты — сын Бога. Возвращайся к своим людям и покажи им, какие великие дела сотворил для тебя Бог». И Амос начал странствовать, рассказывая как Иисус изгнал легион бесов из его беспокойной души и как эти злые бесы вселились в стадо свиней, тут же приведя их к погибели. И он продолжал это делать, пока не побывал во всех городах Декаполиса с рассказом о великих делах, совершенных для него Иисусом.