125 Иисус в Иерусалиме

 (Jesus at Jerusalem)

[125:0.1] No incident in all Jesus’ eventful earth career was more engaging, more humanly thrilling, than this, his first remembered visit to Jerusalem. He was especially stimulated by the experience of attending the temple discussions by himself, and it long stood out in his memory as the great event of his later childhood and early youth. This was his first opportunity to enjoy a few days of independent living, the exhilaration of going and coming without restraint and restrictions. This brief period of undirected living, during the week following the Passover, was the first complete freedom from responsibility he had ever enjoyed. And it was many years subsequent to this before he again had a like period of freedom from all sense of responsibility, even for a short time.
В НАСЫЩЕННОЙ земной жизни Иисуса не было более захватывающего и по-человечески более волнующего события, чем это первое памятное посещение Иерусалима. Особенно воодушевляющим для Иисуса был опыт самостоятельного участия в храмовых диспутах, ставший достопамятным событием позднего детства и ранней юности. Ему впервые предоставилась возможность насладиться несколькими днями независимой жизни, испытать восторг от свободных и самостоятельных действий. В этот краткий период вольной жизни в течение недели после Пасхи он впервые в жизни был полностью свободен от каких-либо обязанностей. Только через много лет и на короткое время ему предоставился такой же период свободы от каких-либо обязательств.

[125:0.2] Women seldom went to the Passover feast at Jerusalem; they were not required to be present. Jesus, however, virtually refused to go unless his mother would accompany them. And when his mother decided to go, many other Nazareth women were led to make the journey, so that the Passover company contained the largest number of women, in proportion to men, ever to go up to the Passover from Nazareth. Ever and anon, on the way to Jerusalem, they chanted the one hundred and thirtieth Psalm.
Женщины редко отправлялись на празднование Пасхи в Иерусалим; их присутствие было не обязательным. Иисус, однако, фактически отказался идти без матери. Когда же Мария решила присоединиться к ним, многие назаретские женщины пришли к такому же решению, вследствие чего в пасхальной группе оказалось наибольшее число женщин, когда-либо отправлявшихся на Пасху из Назарета. По дороге в Иерусалим они раз за разом распевали сто тридцатый Псалом.
[125:0.3] From the time they left Nazareth until they reached the summit of the Mount of Olives, Jesus experienced one long stress of expectant anticipation. All through a joyful childhood he had reverently heard of Jerusalem and its temple; now he was soon to behold them in reality. From the Mount of Olives and from the outside, on closer inspection, the temple had been all and more than Jesus had expected; but when he once entered its sacred portals, the great disillusionment began.
На всем пути от Назарета до вершины Елеонской горы радостное предчувствие не покидало Иисуса. В детстве он часто и с почтением слушал рассказы об Иерусалиме и его храме, теперь же ему предстояло увидеть все наяву. С Елеонской горы и снаружи храм отвечал его ожиданиям и даже превосходил их, но когда он впервые вошел в его священные врата, началось великое разочарование.
[125:0.4] In company with his parents Jesus passed through the temple precincts on his way to join that group of new sons of the law who were about to be consecrated as citizens of Israel. He was a little disappointed by the general demeanor of the temple throngs, but the first great shock of the day came when his mother took leave of them on her way to the women’s gallery. It had never occurred to Jesus that his mother was not to accompany him to the consecration ceremonies, and he was thoroughly indignant that she was made to suffer from such unjust discrimination. While he strongly resented this, aside from a few remarks of protest to his father, he said nothing. But he thought, and thought deeply, as his questions to the scribes and teachers a week later disclosed.
Вместе с родителями Иисус прошел через территорию храма, чтобы присоединиться к группе новых сынов закона, которым вскоре предстояло пройти обряд посвящения в граждан Израиля. Он был несколько разочарован общим поведением находившейся в храме толпы, однако первое сильное потрясение того дня случилось, когда Мария отделилась от них и направилась на галерею для женщин. Иисус и не предполагал, что его мать не имеет права сопровождать его на церемонию посвящения, и он был глубоко возмущен тем, что она стала жертвой столь несправедливой дискриминации. Все это сильно не понравилось Иисусу, но он смолчал, если не считать нескольких слов протеста сказанных отцу. Однако он задумался и задумался глубоко, о чем свидетельствовали его вопросы, заданные книжникам и учителям неделю спустя.
[125:0.5] He passed through the consecration rituals but was disappointed by their perfunctory and routine natures. He missed that personal interest which characterized the ceremonies of the synagogue at Nazareth. He then returned to greet his mother and prepared to accompany his father on his first trip about the temple and its various courts, galleries, and corridors. The temple precincts could accommodate over two hundred thousand worshipers at one time, and while the vastness of these buildings — in comparison with any he had ever seen — greatly impressed his mind, he was more intrigued by the contemplation of the spiritual significance of the temple ceremonies and their associated worship.
Иисус прошел обряд посвящения, но остался разочарованным из-за его поверхностного и рутинного характера. Ему не хватало атмосферы личной вовлеченности, столь характерной для церемоний в синагоге Назарета. Затем он вернулся поприветствовать свою мать и приготовился вместе с отцом совершить первый осмотр храма — его различных дворов, галерей и коридоров. Территория храма могла одновременно вместить свыше двухсот тысяч богомольцев и громадность этого здания по сравнению со всем виденным прежде произвела на него сильное впечатление, но еще больше он был поглощен размышлениями о духовной значимости храмовых ритуалов и связанного с ними богослужения.
[125:0.6] Though many of the temple rituals very touchingly impressed his sense of the beautiful and the symbolic, he was always disappointed by the explanation of the real meanings of these ceremonies which his parents would offer in answer to his many searching inquiries. Jesus simply would not accept explanations of worship and religious devotion which involved belief in the wrath of God or the anger of the Almighty. In further discussion of these questions, after the conclusion of the temple visit, when his father became mildly insistent that he acknowledge acceptance of the orthodox Jewish beliefs, Jesus turned suddenly upon his parents and, looking appealingly into the eyes of his father, said: “My father, it cannot be true—the Father in heaven cannot so regard his erring children on earth. The heavenly Father cannot love his children less than you love me. And I well know, no matter what unwise thing I might do, you would never pour out wrath upon me nor vent anger against me. If you, my earthly father, possess such human reflections of the Divine, how much more must the heavenly Father be filled with goodness and overflowing with mercy. I refuse to believe that my Father in heaven loves me less than my father on earth.”
Многие храмовые церемонии глубоко тронули его красотой и символичностью, однако толкования подлинного смысла этих обрядов, предлагаемые родителями в ответ на его многочисленные и пытливые запросы, приносили ему одно разочарование. Иисус просто не мог принять объяснений богослужения и религиозного поклонения, подразумевавших веру в гнев Божий или ярость Всемогущего. В ходе дальнейшего обсуждения этих вопросов после завершения осмотра храма, когда отец стал мягко настаивать на признании Иисусом ортодоксальных еврейских убеждений, тот внезапно повернулся к своим родителям и глядя с мольбой отцу в глаза, сказал: «Отец мой, этого не может быть — Отец небесный не может так относиться к своим заблуждающимся земным детям. Небесный Отец не может любить своих детей меньше, чем ты любишь меня. И я хорошо знаю, что сколь бы неблагоразумными ни были мои поступки, ты никогда не излил бы на меня свой гнев и не дал бы выхода своему раздражению. Если ты, мой земной отец, по-человечески отражаешь Божественное, насколько же больше должен быть исполнен добродетели и милосердия небесный Отец. Я отказываюсь верить, что мой небесный Отец любит меня меньше, чем мой земной отец».
[125:0.7] When Joseph and Mary heard these words of their first-born son, they held their peace. And never again did they seek to change his mind about the love of God and the mercifulness of the Father in heaven.
Услышав эти слова своего первенца, Иосиф и Мария замолчали. И никогда впредь они не пытались изменить его представления о любви Бога и милосердии небесного Отца.

1. JESUS VIEWS THE TEMPLE

1. ИИСУС ОСМАТРИВАЕТ ХРАМ

[125:1.1] Everywhere Jesus went throughout the temple courts, he was shocked and sickened by the spirit of irreverence which he observed. He deemed the conduct of the temple throngs to be inconsistent with their presence in “his Father’s house.” But he received the shock of his young life when his father escorted him into the court of the gentiles with its noisy jargon, loud talking and cursing, mingled indiscriminately with the bleating of sheep and the babble of noises which betrayed the presence of the money-changers and the vendors of sacrificial animals and sundry other commercial commodities.
Проходя через дворы храма, Иисус везде ощущал поражавший его и вызывавший отвращение дух непочтительности. Он считал поведение прихожан в храме несовместимым с присутствием в «доме его Отца». Однако величайшим потрясением его молодой жизни стало посещение двора язычников, куда его привел отец и где крикливый говор, выкрики и ругань, беспорядочно смешиваясь с блеянием овец, выдавали присутствие менял и торговцев жертвенными животными и другими товарами.
[125:1.2] But most of all was his sense of propriety outraged by the sight of the frivolous courtesans parading about within this precinct of the temple, just such painted women as he had so recently seen when on a visit to Sepphoris. This profanation of the temple fully aroused all his youthful indignation, and he did not hesitate to express himself freely to Joseph.
Но больше всего его чувство пристойности оскорбил вид фривольных куртизанок, разгуливающих по территории храма — таких же накрашенных женщин, каких лишь недавно он видел при посещении Сепфориса. Такое осквернение храма всколыхнуло все его юношеское негодование и он тут же излил свое возмущение Иосифу.
[125:1.3] Jesus admired the sentiment and service of the temple, but he was shocked by the spiritual ugliness which he beheld on the faces of so many of the unthinking worshipers.
Иисус восхищался настроением и богослужением в храме, но был потрясен духовным уродством, отраженным на лицах стольких бездумно верующих.
[125:1.4] They now passed down to the priests’ court beneath the rock ledge in front of the temple, where the altar stood, to observe the killing of the droves of animals and the washing away of the blood from the hands of the officiating slaughter priests at the bronze fountain. The bloodstained pavement, the gory hands of the priests, and the sounds of the dying animals were more than this nature-loving lad could stand. The terrible sight sickened this boy of Nazareth; he clutched his father’s arm and begged to be taken away. They walked back through the court of the gentiles, and even the coarse laughter and profane jesting which he there heard were a relief from the sights he had just beheld.
Затем они спустились во двор священников под уступом скалы перед храмом, где стоял жертвенник, на котором священники-резники целыми гуртами забивали животных, смывая кровь со своих рук в бронзовом фонтане. Залитый кровью пол, окровавленные руки священников и крики умирающих животных — всего этого любящий природу юноша вынести уже не мог. Ужасное зрелище вызвало такое отвращение мальчика из Назарета, что он схватил своего отца за руку и взмолился увести его прочь. Они прошли обратно через двор язычников, где даже грубый смех и богохульные шутки были облегчением после только что увиденного.
[125:1.5] Joseph saw how his son had sickened at the sight of the temple rites and wisely led him around to view the “gate beautiful,” the artistic gate made of Corinthian bronze. But Jesus had had enough for his first visit at the temple. They returned to the upper court for Mary and walked about in the open air and away from the crowds for an hour, viewing the Asmonean palace, the stately home of Herod, and the tower of the Roman guards. During this stroll Joseph explained to Jesus that only the inhabitants of Jerusalem were permitted to witness the daily sacrifices in the temple, and that the dwellers in Galilee came up only three times a year to participate in the temple worship: at the Passover, at the feast of Pentecost (seven weeks after Passover), and at the feast of tabernacles in October. These feasts were established by Moses. They then discussed the two later established feasts of the dedication and of Purim. Afterward they went to their lodgings and made ready for the celebration of the Passover.
Иосиф видел отвращение сына при наблюдении храмовых ритуалов и благоразумно решил показать ему «красные врата» — мастерски выполненные ворота из коринфской бронзы. Однако Иисусу уже хватило впечатлений для первого посещения храма. Они вернулись на верхний двор, чтобы забрать Марию и в течение часа гуляли на свежем воздухе вдали от толпы, осматривая дворец Хасмонеев, величественный дворец Ирода и башню римских стражников. Во время этой прогулки Иосиф объяснил Иисусу, что только жители Иерусалима имеют право присутствовать при ежедневных жертвоприношениях в храме, а галилеяне могут участвовать в храмовом богослужении только три раза в году: на Пасху, в праздник Пятидесятницы (через семь недель после Пасхи) и на праздник кущей в октябре. Эти празднования были установлены Моисеем. Затем они обсудили и два праздника, учрежденных в более позднее время — праздник обновления и Пурим. После этого они отправились к себе, чтобы приготовиться к празднованию Пасхи.

2. JESUS AND THE PASSOVER

2. ИИСУС И ПАСХА

[125:2.1] Five Nazareth families were guests of, or associates with, the family of Simon of Bethany in the celebration of the Passover, Simon having purchased the paschal lamb for the company. It was the slaughter of these lambs in such enormous numbers that had so affected Jesus on his temple visit. It had been the plan to eat the Passover with Mary’s relatives, but Jesus persuaded his parents to accept the invitation to go to Bethany.
В дни празднования Пасхи в семье Симона из Вифании гостили пять семей из Назарета, и хозяин купил для всей компании пасхального ягненка. Именно заклание ягнят в таком огромном количестве оказало столь сильное воздействие на Иисуса во время посещения храма. Первоначально они собирались разделить пасхальную трапезу с родственниками Марии, но Иисус уговорил родителей принять приглашение посетить Вифанию.
[125:2.2] That night they assembled for the Passover rites, eating the roasted flesh with unleavened bread and bitter herbs. Jesus, being a new son of the covenant, was asked to recount the origin of the Passover, and this he well did, but he somewhat disconcerted his parents by the inclusion of numerous remarks mildly reflecting the impressions made on his youthful but thoughtful mind by the things which he had so recently seen and heard. This was the beginning of the seven-day ceremonies of the feast of the Passover.
В тот вечер, собравшись для исполнения пасхальных ритуалов, они ели жареное мясо с пресным хлебом и горькими травами. Иисуса, ставшего новым сыном завета, попросили рассказать о происхождении Пасхи, с чем он хорошо справился, немного смутив при этом родителей, поскольку вставил в свой рассказ многочисленные замечания в мягкой форме отражавшие впечатления от недавно виденного и слышанного и оставшегося в его молодом, но пытливом разуме. Это было началом семидневных церемоний празднования Пасхи.
[125:2.3] Even at this early date, though he said nothing about such matters to his parents, Jesus had begun to turn over in his mind the propriety of celebrating the Passover without the slaughtered lamb. He felt assured in his own mind that the Father in heaven was not pleased with this spectacle of sacrificial offerings, and as the years passed, he became increasingly determined someday to establish the celebration of a bloodless Passover.
Уже тогда Иисус стал задумываться о возможности празднования Пасхи без закланного ягненка, хотя ничего не говорил об этом своим родителям. В глубине души он был уверен в том, что зрелище жертвоприношений не угодно небесному Отцу и с течением лет все больше укреплялся в решении учредить бескровную Пасху.
[125:2.4] Jesus slept very little that night. His rest was greatly disturbed by revolting dreams of slaughter and suffering. His mind was distraught and his heart torn by the inconsistencies and absurdities of the theology of the whole Jewish ceremonial system. His parents likewise slept little. They were greatly disconcerted by the events of the day just ended. They were completely upset in their own hearts by the lad’s, to them, strange and determined attitude. Mary became nervously agitated during the fore part of the night, but Joseph remained calm, though he was equally puzzled. Both of them feared to talk frankly with the lad about these problems, though Jesus would gladly have talked with his parents if they had dared to encourage him.
В ту ночь Иисус почти не спал, измученный кошмарными сновидениями резни и страданий. Противоречия и нелепости теологии всей системы еврейских ритуалов приводили в смятение его разум и разрывали его сердце. Не спалось и его родителям. События минувшего дня привели их в полное замешательство. Иосиф и Мария были до глубины души расстроены непонятным и непреклонным отношением мальчика. Первую половину ночи Мария была в смятении, однако Иосиф сохранял спокойствие, хотя и он был не менее озадачен. Оба они боялись откровенно говорить об этих проблемах с мальчиком, хотя Иисус с радостью обсудил бы все с родителями, если бы те решились помочь ему начать такой разговор.
[125:2.5] The next day’s services at the temple were more acceptable to Jesus and did much to relieve the unpleasant memories of the previous day. The following morning young Lazarus took Jesus in hand, and they began a systematic exploration of Jerusalem and its environs. Before the day was over, Jesus discovered the various places about the temple where teaching and question conferences were in progress; and aside from a few visits to the holy of holies to gaze in wonder as to what really was behind the veil of separation, he spent most of his time about the temple at these teaching conferences.
Богослужения в храме на следующий день были более приемлемы для Иисуса и во многом смягчили неприятные впечатления прошлого дня. Утром молодой Лазарь взял Иисуса под свою опеку и они приступили к планомерному изучению Иерусалима и его окрестностей. До конца дня Иисус обнаружил около храма различные места, где собиравшиеся обсуждали учение и вели диспуты. За исключением нескольких посещений святая святых, чтобы подивиться на то, что же в действительности скрывалось за завесой, большую часть времени он провел на этих диспутах.
[125:2.6] Throughout the Passover week, Jesus kept his place among the new sons of the commandment, and this meant that he must seat himself outside the rail which segregated all persons who were not full citizens of Israel. Being thus made conscious of his youth, he refrained from asking the many questions which surged back and forth in his mind; at least he refrained until the Passover celebration had ended and these restrictions on the newly consecrated youths were lifted.
В течение всей пасхальной недели Иисус оставался среди новых сынов закона, а это означало, что его место было за оградой, отделявшей еще не полноправных граждан Израиля. Это заставляло его помнить о своей молодости и не задавать всех тех вопросов, которые не давали ему покоя. Он сохранял свою сдержанность до завершения празднования Пасхи и снятия ограничений с юношей, прошедших обряд посвящения.
[125:2.7] On Wednesday of the Passover week, Jesus was permitted to go home with Lazarus to spend the night at Bethany. This evening, Lazarus, Martha, and Mary heard Jesus discuss things temporal and eternal, human and divine, and from that night on they all three loved him as if he had been their own brother.
В среду пасхальной недели Иисусу позволили отправиться вместе с Лазарем на ночь в Вифанию. В тот вечер Лазарь, Марфа и Мария слушали, как Иисус рассуждал о бренном и вечном, человеческом и божественном и с тех пор все трое полюбили его как родного брата.
[125:2.8] By the end of the week, Jesus saw less of Lazarus since he was not eligible for admission to even the outer circle of the temple discussions, though he attended some of the public talks delivered in the outer courts. Lazarus was the same age as Jesus, but in Jerusalem youths were seldom admitted to the consecration of sons of the law until they were a full thirteen years of age.
К концу недели Иисус стал реже встречаться с Лазарем, который не обладал правом допуска даже во внешний круг на храмовых диспутах, хотя и побывал на некоторых публичных беседах, проводимых во внешних дворах. Лазарь был сверстником Иисуса, однако в Иерусалиме юношей редко допускали к посвящению в сыны закона, пока им не исполнялось полных тринадцать лет.
[125:2.9] Again and again, during the Passover week, his parents would find Jesus sitting off by himself with his youthful head in his hands, profoundly thinking. They had never seen him behave like this, and not knowing how much he was confused in mind and troubled in spirit by the experience through which he was passing, they were sorely perplexed; they did not know what to do. They welcomed the passing of the days of the Passover week and longed to have their strangely acting son safely back in Nazareth.
В течение пасхальной недели родители Иисуса раз за разом находили его сидящим в одиночестве, обхватившим молодую голову руками и погруженным в глубокие размышления. Они никогда не видели его таким и не ведая, в каком смятении пребывал его разум и сколь встревожен всем происходящим вокруг был его дух, пребывали в крайнем недоумении; они и не знали, что делать. Они лишь радовались близкому окончанию пасхальной недели и мечтали благополучно вернуться со своим странным сыном в Назарет.
[125:2.10] Day by day Jesus was thinking through his problems. By the end of the week he had made many adjustments; but when the time came to return to Nazareth, his youthful mind was still swarming with perplexities and beset by a host of unanswered questions and unsolved problems.
День за днем Иисус размышлял над своими проблемами. К концу недели он ко многому изменил отношение; однако ко времени отбытия в Назарет его юношеский разум все еще был переполнен многочисленными дилеммами, вопросами без ответов и нерешенными задачами.
[125:2.11] Before Joseph and Mary left Jerusalem, in company with Jesus’ Nazareth teacher they made definite arrangements for Jesus to return when he reached the age of fifteen to begin his long course of study in one of the best-known academies of the rabbis. Jesus accompanied his parents and teacher on their visits to the school, but they were all distressed to observe how indifferent he seemed to all they said and did. Mary was deeply pained at his reactions to the Jerusalem visit, and Joseph was profoundly perplexed at the lad’s strange remarks and unusual conduct.
Прежде чем Иосиф и Мария покинули Иерусалим, они вместе с назаретским учителем их сына окончательно условились о том, чтобы по достижении Иисусом пятнадцати лет он смог вернуться сюда и приступить к длительному курсу обучения в одной из самых известных академий раввинов. Иисус несколько раз сопровождал своих родителей и учителя при посещении этого учебного заведения, но ко всеобщему огорчению оставался безразличным к тому, что они говорили и делали. Реакция Иисуса на посещение Иерусалима причинила Марии глубокую боль, а Иосиф был крайне озадачен странными замечаниями юноши и его необычным поведением.
[125:2.12] After all, Passover week had been a great event in Jesus’ life. He had enjoyed the opportunity of meeting scores of boys about his own age, fellow candidates for the consecration, and he utilized such contacts as a means of learning how people lived in Mesopotamia, Turkestan, and Parthia, as well as in the Far-Western provinces of Rome. He was already fairly conversant with the way in which the youth of Egypt and other regions near Palestine grew up. There were thousands of young people in Jerusalem at this time, and the Nazareth lad personally met, and more or less extensively interviewed, more than one hundred and fifty. He was particularly interested in those who hailed from the Far-Eastern and the remote Western countries. As a result of these contacts the lad began to entertain a desire to travel about the world for the purpose of learning how the various groups of his fellow men toiled for their livelihood.
Как бы то ни было, пасхальная неделя стала великим событием в жизни Иисуса. Он получил возможность познакомиться с многочисленными сверстниками — такими же как и он кандидатами на посвящение и воспользовался таким общением, чтобы узнать о жизни людей в Месопотамии, Туркестане и Парфии, равно как и в западных римских провинциях. Он уже довольно хорошо знал условия, в которых росли молодые люди в Египте и в соседних с Палестиной областях. В то время в Иерусалиме находились тысячи юношей и назаретский подросток лично повстречался и более или менее основательно расспросил свыше ста пятидесяти из них. Особенно его интересовали прибывшие из далеких восточных и западных стран. В результате таких контактов у мальчика возникло желание отправиться в путешествие по миру, чтобы лучше узнать каким трудом различные группы его человеческих собратьев зарабатывают свой хлеб.

3. DEPARTURE OF JOSEPH AND MARY

3. ИОСИФ И МАРИЯ ПОКИДАЮТ ИЕРУСАЛИМ

[125:3.1] It had been arranged that the Nazareth party should gather in the region of the temple at midforenoon on the first day of the week after the Passover festival had ended. This they did and started out on the return journey to Nazareth. Jesus had gone into the temple to listen to the discussions while his parents awaited the assembly of their fellow travelers. Presently the company prepared to depart, the men going in one group and the women in another as was their custom in journeying to and from the Jerusalem festivals. Jesus had gone up to Jerusalem in company with his mother and the women. Being now a young man of the consecration, he was supposed to journey back to Nazareth in company with his father and the men. But as the Nazareth party moved on toward Bethany, Jesus was completely absorbed in the discussion of angels, in the temple, being wholly unmindful of the passing of the time for the departure of his parents. And he did not realize that he had been left behind until the noontime adjournment of the temple conferences.
Назаретские паломники договорились встретиться у храма поздним утром первого дня после окончания празднования Пасхи. В назначенный час все стали собираться в обратный путь в Назарет. Пока родители ждали прибытия остальных паломников, Иисус отправился в храм послушать дебаты. Вскоре все уже были в сборе, причем мужчины и женщины шли отдельными группами как было принято при паломничествах в Иерусалим для участия в празднествах и при возвращении домой. Иисус пришел в Иерусалим в обществе своей матери и других женщин. Теперь же после обряда посвящения он должен был возвращаться в Назарет в обществе отца и других мужчин. Однако когда назаретская группа отправилась в Вифанию, Иисус был настолько увлечен беседой об ангелах в храме, что совершенно не заметил как пропустил время возвращения домой с родителями. И только во время полуденного перерыва в храмовых собраниях он понял, что отстал от остальных.
[125:3.2] The Nazareth travelers did not miss Jesus because Mary surmised he journeyed with the men, while Joseph thought he traveled with the women since he had gone up to Jerusalem with the women, leading Mary’s donkey. They did not discover his absence until they reached Jericho and prepared to tarry for the night. After making inquiry of the last of the party to reach Jericho and learning that none of them had seen their son, they spent a sleepless night, turning over in their minds what might have happened to him, recounting many of his unusual reactions to the events of Passover week, and mildly chiding each other for not seeing to it that he was in the group before they left Jerusalem.
Назаретские паломники не хватились Иисуса, так как Мария считала, что он идет вместе с мужчинами, а Иосиф полагал, что он находится в группе женщин, ибо в Иерусалим он прибыл вместе с женщинами, ведя осла, на котором ехала Мария. Они обнаружили его отсутствие лишь после того, как добрались до Иерихона и приготовились остаться здесь на ночь. Расспросив последнего члена группы, достигшего Иерихона и обнаружив, что их сына никто не видел, родители провели бессонную ночь, вспоминая многие из его необычных реакций на события пасхальной недели, теряясь в догадках о том, что могло с ним случиться и мягко укоряя друг друга за то, что не заметили отсутствия сына во время отправления из Иерусалима.

4. FIRST AND SECOND DAYS IN THE TEMPLE

4. ПЕРВЫЕ ДВА ДНЯ В ХРАМЕ

[125:4.1] In the meantime, Jesus had remained in the temple throughout the afternoon, listening to the discussions and enjoying the more quiet and decorous atmosphere, the great crowds of Passover week having about disappeared. At the conclusion of the afternoon discussions, in none of which Jesus participated, he betook himself to Bethany, arriving just as Simon’s family made ready to partake of their evening meal. The three youngsters were overjoyed to greet Jesus, and he remained in Simon’s house for the night. He visited very little during the evening, spending much of the time alone in the garden meditating.
Между тем Иисус оставался в храме в течение всей второй половины дня, слушая диспуты и наслаждаясь более спокойной и благопристойной атмосферой, воцарившейся после того, как схлынули огромные толпы пасхальных паломников. По окончании послеполуденных диспутов — ни в одном из которых Иисус не принимал участия — он отправился в Вифанию и прибыл туда как раз в то время, когда семья Симона собиралась приступить к вечерней трапезе. Трое подростков были счастливы видеть Иисуса, и он остался у Симона на ночь. В тот вечер он почти не общался с другими и большую часть времени провел в саду, размышляя в одиночестве.
[125:4.2] Early next day Jesus was up and on his way to the temple. On the brow of Olivet he paused and wept over the sight his eyes beheld — a spiritually impoverished people, tradition bound and living under the surveillance of the Roman legions. Early forenoon found him in the temple with his mind made up to take part in the discussions. Meanwhile, Joseph and Mary also had arisen with the early dawn with the intention of retracing their steps to Jerusalem. First, they hastened to the house of their relatives, where they had lodged as a family during the Passover week, but inquiry elicited the fact that no one had seen Jesus. After searching all day and finding no trace of him, they returned to their relatives for the night.
Ранним утром следующего дня Иисус уже направлялся в храм. Он остановился на гребне Елеонской горы и заплакал над тем, что предстало его взору — духовно убогим народом, скованным традициями и живущим под надзором римских легионов. С утра он уже был в храме, готовый принять участие в диспутах. Иосиф и Мария также поднялись засветло с намерением вернуться в Иерусалим. Первым делом они поспешили в дом своих родственников, где располагались всей семьей в течение пасхальной недели, однако после расспросов выяснилось, что никто не видел Иисуса. Проведя день в тщетных поисках, они вернулись к родственникам на ночь.
[125:4.3] At the second conference Jesus had made bold to ask questions, and in a very amazing way he participated in the temple discussions but always in a manner consistent with his youth. Sometimes his pointed questions were somewhat embarrassing to the learned teachers of the Jewish law, but he evinced such a spirit of candid fairness, coupled with an evident hunger for knowledge, that the majority of the temple teachers were disposed to treat him with every consideration. But when he presumed to question the justice of putting to death a drunken gentile who had wandered outside the court of the gentiles and unwittingly entered the forbidden and reputedly sacred precincts of the temple, one of the more intolerant teachers grew impatient with the lad’s implied criticisms and, glowering down upon him, asked how old he was. Jesus replied, “thirteen years lacking a trifle more than four months.” “Then,” rejoined the now irate teacher, “why are you here, since you are not of age as a son of the law?” And when Jesus explained that he had received consecration during the Passover, and that he was a finished student of the Nazareth schools, the teachers with one accord derisively replied, “We might have known; he is from Nazareth.” But the leader insisted that Jesus was not to be blamed if the rulers of the synagogue at Nazareth had graduated him, technically, when he was twelve instead of thirteen; and notwithstanding that several of his detractors got up and left, it was ruled that the lad might continue undisturbed as a pupil of the temple discussions.
На втором собрании Иисус набрался смелости, начал задавать вопросы и принял участие в храмовых дискуссиях в поразительной манере, но в полном соответствии со своим возрастом. Порой острые вопросы Иисуса несколько смущали образованных учителей еврейского закона, но его учтивость была столь искренней, а его жажда знаний столь явной, что большинство храмовых учителей отнеслись к нему со всем вниманием. Но когда он позволил себе усомниться в справедливости казни пьяного язычника, который бродил за пределами отведенного для язычников двора и нечаянно попал на запретную и как считалось священную территорию храма, один из наиболее нетерпеливых учителей, почувствовав в словах Иисуса скрытую критику, не выдержал и с недовольным видом осведомился у юноши о возрасте. Иисус ответил: «Тринадцать лет без четырех месяцев и нескольких дней». «В таком случае — возразил теперь уже раздраженный учитель — как ты можешь находиться здесь, не достигнув возраста сына закона?» Когда же Иисус пояснил, что прошел обряд посвящения во время Пасхи и является выпускником назаретских школ, то учители в один голос насмешливо воскликнули: «Как же мы не догадались, что он из Назарета!» Однако по убеждению ведущего диспут учителя Иисус не был повинен в том, что начальники назаретской синагоги позволили ему закончить курс, хотя формально ему было только двенадцать, а не тринадцать лет; и несмотря на то, что некоторые из его недоброжелателей встали и ушли, было решено, что юноша может продолжать участвовать в храмовых диспутах в качестве ученика.
[125:4.4] When this, his second day in the temple, was finished, again he went to Bethany for the night. And again he went out in the garden to meditate and pray. It was apparent that his mind was concerned with the contemplation of weighty problems.
Когда закончился этот второй день в храме, Иисус снова отправился на ночь в Вифанию. И вновь он вышел в сад, чтобы предаться размышлениям и молитвам. Было видно, что его разум занят обдумыванием серьезных проблем.

5. THE THIRD DAY IN THE TEMPLE

5. ТРЕТИЙ ДЕНЬ В ХРАМЕ

[125:5.1] Jesus’ third day with the scribes and teachers in the temple witnessed the gathering of many spectators who, having heard of this youth from Galilee, came to enjoy the experience of seeing a lad confuse the wise men of the law. Simon also came down from Bethany to see what the boy was up to. Throughout this day Joseph and Mary continued their anxious search for Jesus, even going several times into the temple but never thinking to scrutinize the several discussion groups, although they once came almost within hearing distance of his fascinating voice.
Третий день, проведенный Иисусом с книжниками и учителями в храме, собрал толпу людей, прослышавших о галилейском юноше и пришедших подивиться на мальчика, который ставит в тупик умудренных в законе мужей. Симон также пришел из Вифании, чтобы посмотреть чем занимается Иисус. Иосиф и Мария весь день продолжали в тревоге искать сына и даже несколько раз заходили в храм, однако не догадались присмотреться к участникам дискуссионных групп, хотя в одном случае, если бы они подошли чуть ближе, то смогли бы услышать пленительный голос Иисуса.
[125:5.2] Before the day had ended, the entire attention of the chief discussion group of the temple had become focused upon the questions being asked by Jesus. Among his many questions were:
К концу дня все внимание основной дискутирующей группы храма было приковано к вопросам Иисуса. Среди многих из его вопросов были следующие:

1. What really exists in the holy of holies, behind the veil?
2. Why should mothers in Israel be segregated from the male temple worshipers?
3. If God is a father who loves his children, why all this slaughter of animals to gain divine favor—has the teaching of Moses been misunderstood?
4. Since the temple is dedicated to the worship of the Father in heaven, is it consistent to permit the presence of those who engage in secular barter and trade?
5.Is the expected Messiah to become a temporal prince to sit on the throne of David, or is he to function as the light of life in the establishment of a spiritual kingdom?
1. Что на самом деле находится в святая святых, за завесой?
2. Почему матери в Израиле должны находиться отдельно от молящихся в храме мужчин?
3. Если Бог — это любящий своих детей отец, то к чему все это заклание животных для снискания божественного благоволения? Быть может учение Моисея понято не правильно?
4. Если храм посвящен поклонению небесному Отцу, то можно ли позволять присутствовать здесь мирским менялам и торговцам?
5. Должен ли ожидаемый Мессия стать временным правителем на троне Давида — или же он должен стать светом жизни при установлении духовного царства?

[125:5.3] And all the day through, those who listened marveled at these questions, and none was more astonished than Simon. For more than four hours this Nazareth youth plied these Jewish teachers with thought-provoking and heart-searching questions. He made few comments on the remarks of his elders. He conveyed his teaching by the questions he would ask. By the deft and subtle phrasing of a question he would at one and the same time challenge their teaching and suggest his own. In the manner of his asking a question there was an appealing combination of sagacity and humor which endeared him even to those who more or less resented his youthfulness. He was always eminently fair and considerate in the asking of these penetrating questions. On this eventful afternoon in the temple he exhibited that same reluctance to take unfair advantage of an opponent which characterized his entire subsequent public ministry. As a youth, and later on as a man, he seemed to be utterly free from all egoistic desire to win an argument merely to experience logical triumph over his fellows, being interested supremely in just one thing: to proclaim everlasting truth and thus effect a fuller revelation of the eternal God.
На протяжении всего дня слушатели дивились этим вопросам, но больше всех был поражен Симон. Свыше четырех часов назаретский юноша забрасывал еврейских учителей своими вопросами, заставляющими думать и проникающими в самое сердце. Он почти не комментировал замечания старших, излагая свое учение в форме вопросов. Искусно и тонко формулируя вопросы, Иисус одновременно и бросал вызов их учению, и предлагал свое. В его манере задавать вопросы было привлекающее сочетание проницательности и юмора, подкупавшее даже тех, кто в большей или меньшей степени возмущался его молодостью. Задавая свои острые вопросы, он всегда был предельно вежлив и тактичен. В тот знаменательный день в храме он проявил то же отвращение к неоправданному использованию своего преимущества перед оппонентами, которое отличало все его последующее общественное служение. В юношеском, а позднее и в зрелом возрасте он казался начисто лишенным всякого эгоистического желания выиграть спор только для того, чтобы испытать триумф своей логики над логикой собратьев, ибо превыше всего для него было только одно: провозглашение вечной истины и через нее — более полное раскрытие вечного Бога.

[125:5.4] When the day was over, Simon and Jesus wended their way back to Bethany. For most of the distance both the man and the boy were silent. Again Jesus paused on the brow of Olivet, but as he viewed the city and its temple, he did not weep; he only bowed his head in silent devotion.
Когда день подошел к концу, Иисус и Симон отправились обратно в Вифанию. Большую часть пути мужчина и мальчик хранили молчание. Иисус вновь задержался на гребне Елеонской горы, но на этот раз, смотря на город и его храм, он не заплакал, а лишь склонил голову в безмолвной молитве.
[125:5.5] After the evening meal at Bethany he again declined to join the merry circle but instead went to the garden, where he lingered long into the night, vainly endeavoring to think out some definite plan of approach to the problem of his lifework and to decide how best he might labor to reveal to his spiritually blinded countrymen a more beautiful concept of the heavenly Father and so set them free from their terrible bondage to law, ritual, ceremonial, and musty tradition. But the clear light did not come to the truth-seeking lad.
После вечерней трапезы в Вифании он вновь отказался присоединиться к веселой компании и вместо этого вышел в сад, где бродил до поздней ночи, тщетно пытаясь составить какой-нибудь определенный план осуществления дела своей жизни и решить, что следует предпринять для лучшего раскрытия своим духовно слепым соотечественникам более совершенного представления о небесном Отце и освобождения их от ужасной кабалы закона, ритуалов, обрядов и косных традиций. Однако его поиски истины ни к чему не привели.

6. THE FOURTH DAY IN THE TEMPLE

6. ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ В ХРАМЕ

[125:6.1] Jesus was strangely unmindful of his earthly parents; even at breakfast, when Lazarus’s mother remarked that his parents must be about home by that time, Jesus did not seem to comprehend that they would be somewhat worried about his having lingered behind.
Как ни странно, Иисус словно забыл о своих земных родителях; даже за завтраком, когда мать Лазаря заметила, что его родители наверное уже дома, Иисус казалось не понял, что они могут волноваться из-за его задержки.
[125:6.2] Again he journeyed to the temple, but he did not pause to meditate at the brow of Olivet. In the course of the morning’s discussions much time was devoted to the law and the prophets, and the teachers were astonished that Jesus was so familiar with the Scriptures, in Hebrew as well as Greek. But they were amazed not so much by his knowledge of truth as by his youth.
Он вновь отправился в храм, но на этот раз не остановился, чтобы предаться размышлениям на гребне Елеонской горы. В течение утренних диспутов много внимания было уделено закону и пророкам и учители были потрясены тем, насколько хорошо Иисус знает Писания — не только на иврите, но и на греческом языке. Однако их изумило не столько знание им истины, сколько его молодость.
[125:6.3] At the afternoon conference they had hardly begun to answer his question relating to the purpose of prayer when the leader invited the lad to come forward and, sitting beside him, bade him state his own views regarding prayer and worship.
На послеполуденном собрании они едва приступили к ответу на его вопрос о назначении молитвы, как руководитель пригласил юношу выйти вперед и сидя возле него, попросил Иисуса изложить собственные взгляды на молитву и поклонение.

[125:6.4] The evening before, Jesus’ parents had heard about this strange youth who so deftly sparred with the expounders of the law, but it had not occurred to them that this lad was their son. They had about decided to journey out to the home of Zacharias as they thought Jesus might have gone thither to see Elizabeth and John. Thinking Zacharias might perhaps be at the temple, they stopped there on their way to the City of Judah. As they strolled through the courts of the temple, imagine their surprise and amazement when they recognized the voice of the missing lad and beheld him seated among the temple teachers.
Накануне вечером родители Иисуса слышали о необычном юноше, который столь искусно дискутировал с толкователями закона, но они даже не подумали, что этим юношей мог быть их сын. Они уже собирались отправиться в дом Захарии, предполагая, что Иисус мог пойти туда для встречи с Елизаветой и Иоанном. Но полагая, что Захария мог все еще быть в храме, они задержались здесь по пути в город Иудин. Представьте себе их удивление, когда проходя через дворы храма, они узнали голос пропавшего мальчика и увидели его сидящим среди храмовых учителей.
[125:6.5] Joseph was speechless, but Mary gave vent to her long-pent-up fear and anxiety when, rushing up to the lad, now standing to greet his astonished parents, she said: “My child, why have you treated us like this? It is now more than three days that your father and I have searched for you sorrowing. Whatever possessed you to desert us?” It was a tense moment. All eyes were turned on Jesus to hear what he would say. His father looked reprovingly at him but said nothing.
У Иосифа не было слов, но Мария дала волю давно сдерживаемому страху и беспокойству и подбежав к мальчику, вставшему для приветствия своих изумленных родителей, сказала: «Дитя мое, зачем ты так поступаешь с нами? Уже больше трех дней твой отец и я ищем тебя в печали. Что заставило тебя покинуть нас?» В воздухе повисло напряжение. Все смотрели на Иисуса, ожидая его ответа. Отец взглянул на него с укоризной, однако ничего не сказал.

[125:6.6] It should be remembered that Jesus was supposed to be a young man. He had finished the regular schooling of a child, had been recognized as a son of the law, and had received consecration as a citizen of Israel. And yet his mother more than mildly upbraided him before all the people assembled, right in the midst of the most serious and sublime effort of his young life, thus bringing to an inglorious termination one of the greatest opportunities ever to be granted him to function as a teacher of truth, a preacher of righteousness, a revealer of the loving character of his Father in heaven.
Необходимо напомнить, что Иисуса уже следовало считать молодым человеком. Он закончил обычный для ребенка курс обучения, был признан сыном закона и прошел обряд посвящения как гражданин Израиля. И тем не менее, его мать в исключительно мягкой форме, но упрекнула его перед всеми собравшимися людьми в самый разгар наиболее серьезного и возвышенного свершения его молодой жизни, бесславно оборвав одну из величайших когда-либо предоставленных ему возможностей проявить себя в качестве учителя истины, проповедника добродетели, раскрывающего любвеобильный характер его небесного Отца.
[125:6.7] But the lad was equal to the occasion. When you take into fair consideration all the factors which combined to make up this situation, you will be better prepared to fathom the wisdom of the boy’s reply to his mother’s unintended rebuke. After a moment’s thought, Jesus answered his mother, saying: “Why is it that you have so long sought me? Would you not expect to find me in my Father’s house since the time has come when I should be about my Father’s business?”
Однако мальчик оказался на высоте положения. Если вы по справедливости оцените все факторы, повлиявшие на эту ситуацию, то сможете лучше понять мудрость сказанного им в ответ на ненамеренное порицание своей матери. Задумавшись на мгновение, Иисус ответил: «Зачем же вы так долго искали меня? Разве вы не ожидали найти меня здесь, в доме моего Отца, ибо настало время, когда я должен заниматься делом моего Отца?»
[125:6.8] Everyone was astonished at the lad’s manner of speaking. Silently they all withdrew and left him standing alone with his parents. Presently the young man relieved the embarrassment of all three when he quietly said: “Come, my parents, none has done aught but that which he thought best. Our Father in heaven has ordained these things; let us depart for home.”
Такой ответ Иисуса поразил всех присутствовавших, которые молча разошлись, оставив его наедине с родителями. Вскоре юноша преодолел смущение, охватившее всех троих и спокойно произнес: «Пойдемте, мои родители; каждый сделал то, что считал наилучшим. Наш небесный Отец предопределил все это; отправимся же домой».
[125:6.9] In silence they started out, arriving at Jericho for the night. Only once did they pause, and that on the brow of Olivet, when the lad raised his staff aloft and, quivering from head to foot under the surging of intense emotion, said: “O Jerusalem, Jerusalem, and the people thereof, what slaves you are — subservient to the Roman yoke and victims of your own traditions — but I will return to cleanse yonder temple and deliver my people from this bondage!”
В молчании они отправились в путь и к ночи прибыли в Иерихон. Только раз они остановились на гребне Елеонской горы, где юноша поднял свой посох и дрожа с головы до пят от нахлынувшего чувства, произнес: «О, Иерусалим, Иерусалим, о, жители твои! Какие же вы рабы — вы, несущие римское ярмо и ставшие жертвой собственных традиций! Но я вернусь, чтобы очистить этот храм и освободить мой народ от кабалы!».
[125:6.10] On the three days’ journey to Nazareth Jesus said little; neither did his parents say much in his presence. They were truly at a loss to understand the conduct of their first-born son, but they did treasure in their hearts his sayings, even though they could not fully comprehend their meanings.
В течение трех дней пути в Назарет Иисус был немногословен. В его присутствии родители тоже в основном молчали. Они совсем не могли понять поведение своего первенца. С другой стороны, в глубине души они высоко ценили его высказывания, хотя и не могли постигнуть полноты их смысла.
[125:6.11] Upon reaching home, Jesus made a brief statement to his parents, assuring them of his affection and implying that they need not fear he would again give any occasion for their suffering anxiety because of his conduct. He concluded this momentous statement by saying: “While I must do the will of my Father in heaven, I will also be obedient to my father on earth. I will await my hour.”
По возвращении домой Иисус обратился к родителям с кратким заявлением, заверив их в своей любви и дав понять, что им не придется когда-либо снова переживать из-за его поведения. Он завершил свое торжественное обращение словами: «Я должен выполнять волю моего небесного Отца, но я также буду послушен моему земному отцу. Я буду ждать своего часа».
[125:6.12] Though Jesus, in his mind, would many times refuse to consent to the well-intentioned but misguided efforts of his parents to dictate the course of his thinking or to establish the plan of his work on earth, still, in every manner consistent with his dedication to the doing of his Paradise Father’s will, he did most gracefully conform to the desires of his earthly father and to the usages of his family in the flesh. Even when he could not consent, he would do everything possible to conform. He was an artist in the matter of adjusting his dedication to duty to his obligations of family loyalty and social service.
Несмотря на то, что в глубине души Иисус неоднократно отказывался соглашаться с благонамеренными, но ошибочными попытками своих родителей повлиять на направление его мышления или составить план его деятельности на земле, во всем не противоречащем преданному исполнению воли Отца, он с предельным смирением подчинялся желаниям своего земного отца и обычаям своей семьи во плоти. Даже в случае несогласия он делал все возможное для подчинения. Он умел мастерски совмещать преданность своему долгу с исполнением обязательств перед семьей и служением людям.

[125:6.13] Joseph was puzzled, but Mary, as she reflected on these experiences, gained comfort, eventually viewing his utterance on Olivet as prophetic of the Messianic mission of her son as Israel’s deliverer. She set to work with renewed energy to mold his thoughts into patriotic and nationalistic channels and enlisted the efforts of her brother, Jesus’ favorite uncle; and in every other way did the mother of Jesus address herself to the task of preparing her first-born son to assume the leadership of those who would restore the throne of David and forever cast off the gentile yoke of political bondage.
Иосиф был озадачен, однако Мария, размышляя о недавних событиях, успокоилась и в итоге усмотрела в его словах, произнесенных на Елеонской горе, предсказание мессианского подвига своего сына как освободителя Израиля. С удвоенной энергией она принялась настраивать его мысли на патриотический и националистический лад, заручившись в этом и поддержкой своего брата, любимого дяди Иисуса. Все свои силы мать Иисуса направляла на подготовку своего первенца к роли вождя тех, кому будет суждено восстановить трон Давида и навсегда сбросить ярмо политической зависимости от язычников.