180 Прощальная беседа

(The Farewell Discourse)

[180:0.1] AFTER singing the Psalm at the conclusion of the Last Supper, the apostles thought that Jesus intended to return immediately to the camp, but he indicated that they should sit down. Said the Master:
ПРОПЕВ псалом по окончании Тайной Вечери, апостолы посчитали, что Иисус собирается сразу же вернуться в лагерь, но Учитель знаком усадил их и сказал:
[180:0.2] «You well remember when I sent you forth without purse or wallet and even advised that you take with you no extra clothes. And you will all recall that you lacked nothing. But now have you come upon troublous times. No longer can you depend upon the good will of the multitudes. Henceforth, he who has a purse, let him take it with him. When you go out into the world to proclaim this gospel, make such provision for your support as seems best. I have come to bring peace, but it will not appear for a time. 
«Вы хорошо помните, как я посылал вас в путь без кошелька или сумы и даже советовал вам не брать с собой лишней одежды. И все вы помните, как ни в чем не нуждались. Однако теперь вас ждут тревожные времена. Вы не можете более полагаться на добрую волю людей. Отныне пусть тот, у кого есть кошелек, берет его с собой. Отправляясь в мир возвещать это евангелие, принимайте все меры для самообеспечения. Я пришел принести мир, но он наступит не сразу.
[180:0.3] «The time has now come for the Son of Man to be glorified, and the Father shall be glorified in me. My friends, I am to be with you only a little longer. Soon you will seek for me, but you will not find me, for I am going to a place to which you cannot, at this time, come. But when you have finished your work on earth as I have now finished mine, you shall then come to me even as I now prepare to go to my Father. In just a short time I am going to leave you, you will see me no more on earth, but you shall all see me in the age to come when you ascend to the kingdom which my Father has given to me.» 
Пришло время прославиться Сыну Человеческому, и Отец будет прославлен во мне. Друзья мои, недолго мне осталось быть с вами. Вскоре вы будете искать меня, но не найдете, ибо я отправляюсь туда, куда вы пока еще не можете прийти. Но когда вы завершите свой труд на земле, как завершил свой труд я, вы придете ко мне так же, как ныне я готовлюсь отправиться к моему Отцу. Через короткое время я покину вас; вы не увидите меня больше на земле, но все вы увидите меня в грядущую эпоху, совершив восхождение в царство, данное мне моим Отцом».

1. THE NEW COMMANDMENT 

1. НОВАЯ ЗАПОВЕДЬ

[180:1.1] After a few moments of informal conversation, Jesus stood up and said: «When I enacted for you a parable indicating how you should be willing to serve one another, I said that I desired to give you a new commandment; and I would do this now as I am about to leave you. You well know the commandment which directs that you love one another; that you love your neighbor even as yourself. But I am not wholly satisfied with even that sincere devotion on the part of my children. I would have you perform still greater acts of love in the kingdom of the believing brotherhood. And so I give you this new commandment: That you love one another even as I have loved you. And by this will all men know that you are my disciples if you thus love one another.
После короткого непринужденного разговора, Иисус поднялся и сказал: «Представив вам притчу, показывающую, как вы должны быть готовы служить друг другу, я сказал, что желаю дать вам новую заповедь; и я хотел бы сделать это сейчас, перед тем, как покинуть вас. Вы хорошо помните заповедь, которая велит вам любить друг друга, любить своего ближнего, как самих себя. Но я не вполне удовлетворен даже такой искренней преданностью со стороны моих детей. Я хотел бы, чтобы ваши поступки были исполнены еще большей любви в царстве верующего братства. И потому я даю вам новую заповедь: любите друг друга так, как я возлюбил вас. И тем самым все люди будут знать, что вы мои ученики, если будете так любить друг друга.
[180:1.2] «When I give you this new commandment, I do not place any new burden upon your souls; rather do I bring you new joy and make it possible for you to experience new pleasure in knowing the delights of the bestowal of your heart’s affection upon your fellow men. I am about to experience the supreme joy, even though enduring outward sorrow, in the bestowal of my affection upon you and your fellow mortals. 
Давая эту новую заповедь, я не возлагаю на ваши души нового бремени; скорее, я даю вам новую радость и возможность познать новое наслаждение от посвящения другим людям любви своих сердец. Несмотря на внешние скорби, вскоре я испытаю высшую радость, посвящая свою любовь вам и вашим смертным собратьям.
[180:1.3] «When I invite you to love one another, even as I have loved you, I hold up before you the supreme measure of true affection, for greater love can no man have than this: that he will lay down his life for his friends. And you are my friends; you will continue to be my friends if you are but willing to do what I have taught you. You have called me Master, but I do not call you servants. If you will only love one another as I am loving you, you shall be my friends, and I will ever speak to you of that which the Father reveals to me. 
Призывая вас любить друг друга, как я возлюбил вас, я показываю вам высшую меру истинной любви, ибо нет большей любви, чем та, при которой человек готов отдать свою жизнь за своих друзей. А вы — мои друзья и останетесь ими, если только пожелаете исполнять то, чему я учил вас. Вы называли меня Господином, но я не называю вас слугами. Если только вы будете любить друг друга, как я люблю вас, вы будете моими друзьями, и я буду всегда говорить вам о том, что раскрывает мне Отец.
[180:1.4] «You have not merely chosen me, but I have also chosen you, and I have ordained you to go forth into the world to yield the fruit of loving service to your fellows even as I have lived among you and revealed the Father to you. The Father and I will both work with you, and you shall experience the divine fullness of joy if you will only obey my command to love one another, even as I have loved you.» 
Не только вы избрали меня, но и я избрал вас, ибо велел вам нести в мир плоды любвеобильного служения вашим собратьям, так же, как я жил среди вас и раскрывал вам Отца. И Отец, и я будем трудиться с вами, и вы познаете божественную полноту радости, если только будете соблюдать мою заповедь любить друг друга так, как я возлюбил вас».

[180:1.5] If you would share the Master’s joy, you must share his love. And to share his love means that you have shared his service. Such an experience of love does not deliver you from the difficulties of this world; it does not create a new world, but it most certainly does make the old world new.
Если вы хотите разделить радость Учителя, то должны разделить его любовь. А быть причастным к его любви означает быть причастным к его служению. Такой опыт любви не освобождает вас от трудностей этого мира; он не создает новый мир, но совершенно определенно делает старый мир новым.
[180:1.6] Keep in mind: It is loyalty, not sacrifice, that Jesus demands. The consciousness of sacrifice implies the absence of that wholehearted affection which would have made such a loving service a supreme joy. The idea of duty signifies that you are servant-minded and hence are missing the mighty thrill of doing your service as a friend and for a friend. The impulse of friendship transcends all convictions of duty, and the service of a friend for a friend can never be called a sacrifice. The Master has taught the apostles that they are the sons of God. He has called them brethren, and now, before he leaves, he calls them his friends. 
Помните: Иисус требует верности, а не жертвы. Сознание жертвы подразумевает отсутствие беззаветного чувства, способного превратить любвеобильное служение в высшую радость. Идея долга говорит о наклонностях слуги; такие люди лишены восхитительного наслаждения, возникающего при служении в качестве друга и для друга. Импульс дружбы превосходит все убеждения долга, а служение друга для друга не может называться жертвой. Иисус учил апостолов тому, что они — сыны Бога. Он называл их братьями, а теперь, прежде чем уйти, он называет их своими друзьями.

2. THE VINE AND THE BRANCHES 

2. ЛОЗА И ПОБЕГИ

[180:2.1] Then Jesus stood up again and continued teaching his apostles: «I am the true vine, and my Father is the husbandman. I am the vine, and you are the branches. And the Father requires of me only that you shall bear much fruit. The vine is pruned only to increase the fruitfulness of its branches. Every branch coming out of me which bears no fruit, the Father will take away. Every branch which bears fruit, the Father will cleanse that it may bear more fruit. Already are you clean through the word I have spoken, but you must continue to be clean. You must abide in me, and I in you; the branch will die if it is separated from the vine. As the branch cannot bear fruit except it abides in the vine, so neither can you yield the fruits of loving service except you abide in me. Remember: I am the real vine, and you are the living branches. He who lives in me, and I in him, will bear much fruit of the spirit and experience the supreme joy of yielding this spiritual harvest. If you will maintain this living spiritual connection with me, you will bear abundant fruit. If you abide in me and my words live in you, you will be able to commune freely with me, and then can my living spirit so infuse you that you may ask whatsoever my spirit wills and do all this with the assurance that the Father will grant us our petition. Herein is the Father glorified: that the vine has many living branches, and that every branch bears much fruit. And when the world sees these fruit-bearing branches — my friends who love one another, even as I have loved them — all men will know that you are truly my disciples.
Затем Иисус снова встал и продолжил учить апостолов: «Я — истинная лоза, а Отец мой — виноградарь. Я — лоза, а вы побеги. И Отец требует от меня только одного: чтобы вы дали много плодов. Лозу обрезают лишь для того, чтобы ее побеги приносили еще больше плодов. Каждый мой побег, не приносящий плодов, Отец отсечет. Каждый побег, приносящий плоды, Отец очистит, чтобы он мог приносить еще больше плодов. Вы уже очистились моим словом, но вам следует и впредь оставаться чистыми. Вы должны пребывать во мне, а я в вас; побег засыхает, когда он отделяется от лозы. Как побег не может плодоносить, если не пребывает на лозе, так и вы не можете приносить плодов любвеобильного служения, не пребывая во мне. Помните: я есть настоящая лоза, а вы — живые побеги. Тот, кто живет во мне, — и в ком живу я, — принесет обильные плоды духа и испытает высшую радость, принося такие духовные плоды. Если вы сохраните эту живую духовную связь со мной, то принесете обильные плоды. Если вы пребудете во мне и мои слова пребудут в вас, то сможете свободно общаться со мной, и тогда мой живой дух сможет влиться в вас настолько, что вы будете вправе просить все то, что желает мой дух с уверенностью в том, что Отец удовлетворит наше прошение. Тем прославляется Отец, что у лозы много живых побегов и каждый из них приносит много плодов. И когда мир увидит эти плодоносящие побеги — моих друзей, которые любят друг друга так же, как я любил их всех, — все люди узнают, что вы воистину мои ученики.
[180:2.2] «As the Father has loved me, so have I loved you. Live in my love even as I live in the Father’s love. If you do as I have taught you, you shall abide in my love even as I have kept the Father’s word and evermore abide in his love.»
Как Отец возлюбил меня, так и я возлюбил вас. Живите в моей любви, как я живу в любви Отца. Если будете верны моему учению, то пребудете в моей любви также, как я сдержал слово Отца и извечно пребываю в его любви».

[180:2.3] The Jews had long taught that the Messiah would be «a stem arising out of the vine» of David’s ancestors, and in commemoration of this olden teaching a large emblem of the grape and its attached vine decorated the entrance to Herod’s temple. The apostles all recalled these things while the Master talked to them this night in the upper chamber.
Евреи уже давно учили, что Мессия будет «побегом лозы» предков Давида; в память об этом древнем учении большой герб — виноград на лозе — украшал вход во дворец Ирода. Все апостолы вспомнили об этом, когда в тот вечер Учитель беседовал с ними в верхней комнате.
[180:2.4] But great sorrow later attended the misinterpretation of the Master’s inferences regarding prayer. There would have been little difficulty about these teachings if his exact words had been remembered and subsequently truthfully recorded. But as the record was made, believers eventually regarded prayer in Jesus’ name as a sort of supreme magic, thinking that they would receive from the Father anything they asked for. For centuries honest souls have continued to wreck their faith against this stumbling block. How long will it take the world of believers to understand that prayer is not a process of getting your way but rather a program of taking God’s way, an experience of learning how to recognize and execute the Father’s will? It is entirely true that, when your will has been truly aligned with his, you can ask anything conceived by that will-union, and it will be granted. And such a will-union is effected by and through Jesus even as the life of the vine flows into and through the living branches. 
Однако последующие ошибочные толкования выводов Учителя о молитве привели к весьма печальным последствиям. Учения Иисуса не вызывали бы особых затруднений, если бы его слушатели в точности запомнили — а позднее точно записали — его слова. Но письменное свидетельство было составлено таким образом, что верующие стали рассматривать молитву, возносимую во имя Иисуса, как разновидность высшей магии, и считать, что они могут получить от Отца все, что пожелают. Веками вера искренних душ разбивалась об этот камень преткновения. Когда же верующие всего мира поймут, что молитва — это не способ достижения своих целей, но метод выбора пути Бога, опыт постижения и исполнения воли Отца? В полной мере истинно, что когда ваша воля полностью совпадает с его волей, вы можете просить все, что задумано таким союзом волевых начал — и вам будет дано. И такой союз волевых начал вершится Иисусом и через него, как и жизнь виноградной лозы вливается в живые побеги и струится через них.
[180:2.5] When there exists this living connection between divinity and humanity, if humanity should thoughtlessly and ignorantly pray for selfish ease and vainglorious accomplishments, there could be only one divine answer: more and increased bearing of the fruits of the spirit on the stems of the living branches. When the branch of the vine is alive, there can be only one answer to all its petitions: increased grape bearing. In fact, the branch exists only for, and can do nothing except, fruit bearing, yielding grapes. So does the true believer exist only for the purpose of bearing the fruits of the spirit: to love man as he himself has been loved by God — that we should love one another, even as Jesus has loved us. 
Если божественное и человеческое связаны друг с другом живой связью и если человеческое обращается с неразумными и невежественными молитвами, прося эгоистичной праздности и тщеславных достижений, возможен только один божественный ответ: более обильное плодоношение духа на стеблях живых побегов. Если побег лозы жив, возможен только один ответ на все его прошения: более обильное плодоношение. Фактически, побег существует только для одной цели и способен делать только одно: приносить плоды, давать виноград. Так и истинно верующий существует только для того, чтобы приносить плоды духа: любить людей так, как он сам любим Богом, — а это означает, что мы должны любить друг друга так, как нас возлюбил Иисус.
[180:2.6] And when the Father’s hand of discipline is laid upon the vine, it is done in love, in order that the branches may bear much fruit. And a wise husbandman cuts away only the dead and fruitless branches. 
И когда Отец возлагает на лозу свою дисциплинирующую руку, то это делается с любовью — для того, чтобы побеги обильно плодоносили. И мудрый виноградарь отсекает только мертвые и бесплодные побеги.
[180:2.7] Jesus had great difficulty in leading even his apostles to recognize that prayer is a function of spirit-born believers in the spirit-dominated kingdom. 
Иисусу было чрезвычайно трудно привести даже своих апостолов к пониманию того, что молитва — это функция рожденных в духе верующих в духовном царстве.

3. ENMITY OF THE WORLD 

3. ВРАЖДЕБНОСТЬ МИРА

[180:3.1] The eleven had scarcely ceased their discussions of the discourse on the vine and the branches when the Master, indicating that he was desirous of speaking to them further and knowing that his time was short, said: «When I have left you, be not discouraged by the enmity of the world. Be not downcast even when faint-hearted believers turn against you and join hands with the enemies of the kingdom. If the world shall hate you, you should recall that it hated me even before it hated you. If you were of this world, then would the world love its own, but because you are not, the world refuses to love you. You are in this world, but your lives are not to be worldlike. I have chosen you out of the world to represent the spirit of another world even to this world from which you have been chosen. But always remember the words I have spoken to you: The servant is not greater than his master. If they dare to persecute me, they will also persecute you. If my words offend the unbelievers, so also will your words offend the ungodly. And all of this will they do to you because they believe not in me nor in Him who sent me; so will you suffer many things for the sake of my gospel. But when you endure these tribulations, you should recall that I also suffered before you for the sake of this gospel of the heavenly kingdom.
Едва одиннадцать апостолов прекратили обсуждение беседы о виноградной лозе и побегах, как Учитель, показывая, что желает продолжить свое обращение и зная, что у него остается мало времени, сказал: «Когда я покину вас, пусть враждебность мира не обескураживает вас. Не унывайте и тогда, когда малодушные верующие отвернутся от вас и примкнут к врагам царства. Если мир возненавидит вас, вспомните, что он возненавидел меня прежде, чем возненавидел вас. Будь вы от мира сего, мир любил бы вас, как своих, но поскольку вы не от мира сего, мир отказывается любить вас. Вы живете в этом мире, но ваши жизни не должны быть такими как в мире. Я избрал вас из мира представлять дух иного мира тому миру, из которого вы избраны. Однако всегда помните слова, которые я уже говорил вам: слуга не выше своего хозяина. Если они осмеливаются преследовать меня, то они будут преследовать и вас. Если мои слова оскорбляют неверующих, то и ваши слова будут оскорблять нечестивых. И все это они будут делать с вами потому, что не верят ни в меня, ни в Пославшего меня; из-за этого вы много пострадаете за мое евангелие. Но когда вы будете терпеть эти злоключения, вспомните, что прежде вас и я пострадал во имя этого евангелия небесного царства.
[180:3.2] «Many of those who will assail you are ignorant of the light of heaven, but this is not true of some who now persecute us. If we had not taught them the truth, they might do many strange things without falling under condemnation, but now, since they have known the light and presumed to reject it, they have no excuse for their attitude. He who hates me hates my Father. It cannot be otherwise; the light which would save you if accepted can only condemn you if it is knowingly rejected. And what have I done to these men that they should hate me with such a terrible hatred? Nothing, save to offer them fellowship on earth and salvation in heaven. But have you not read in the Scripture the saying: `And they hated me without a cause’? 
Многие из тех, кто будет нападать на вас, не знают небесного света, но этого нельзя сказать о тех, кто преследует нас сейчас. Если бы мы не учили их истине, они могли бы совершить много странного без осуждения, но теперь, — когда они познали свет и отважились отвергнуть его, — их отношению нет оправдания. Ненавидящий меня, ненавидит и моего Отца. Иначе и быть не может: свет, спасающий принявшего его, может только осудить того, кто сознательно отвергает свет. А что я сделал этим людям, чтобы пробудить столь яростную ненависть? Ничего, кроме предложения братства на земле и спасения на небе. Но разве вы не читали в Писании: „И они возненавидели меня напрасно»?
[180:3.3] «But I will not leave you alone in the world. Very soon, after I have gone, I will send you a spirit helper. You shall have with you one who will take my place among you, one who will continue to teach you the way of truth, who will even comfort you. 
Но я не оставлю вас одних в этом мире. Вскоре после моего ухода я пошлю к вам духа-помощника. С вами будет тот, кто займет мое место среди вас, кто продолжит учить вас путям истины и утешать вас.
[180:3.4] «Let not your hearts be troubled. You believe in God; continue to believe also in me. Even though I must leave you, I will not be far from you. I have already told you that in my Father’s universe there are many tarrying-places. If this were not true, I would not have repeatedly told you about them. I am going to return to these worlds of light, stations in the Father’s heaven to which you shall some time ascend. From these places I came into this world, and the hour is now at hand when I must return to my Father’s work in the spheres on high. 
Пусть не тревожатся ваши сердца. Вы веруете в Бога; продолжайте веровать и в меня. Хотя я и должен покинуть вас, я буду рядом с вами. Я уже говорил вам, что во вселенной моего Отца много обителей. Если бы это было не так, я не стал бы раз за разом говорить вам о них. Я собираюсь вернуться в эти миры света — небесные обители Отца, куда когда-нибудь взойдете и вы. Из этих мест я пришел в этот мир и близок час, когда я должен буду вернуться к делу моего Отца в этих небесных сферах.
[180:3.5] «If I thus go before you into the Father’s heavenly kingdom, so will I surely send for you that you may be with me in the places that were prepared for the mortal sons of God before this world was. Even though I must leave you, I will be present with you in spirit, and eventually you shall be with me in person when you have ascended to me in my universe even as I am about to ascend to my Father in his greater universe. And what I have told you is true and everlasting, even though you may not fully comprehend it. I go to the Father, and though you cannot now follow me, you shall certainly follow me in the ages to come.» 
И раз я отправляюсь прежде вас в небесное царство Отца, то непременно пришлю за вами, чтобы вы смогли пребывать со мной в тех местах, которые были приготовлены для смертных сынов Бога прежде, чем появился этот мир. Хотя я должен покинуть вас, я буду присутствовать с вами в духе и однажды вы сами окажетесь рядом со мной лично, когда взойдете ко мне в моей вселенной, как я готовлюсь взойти к моему Отцу в его более великой вселенной. И то, что я сказал вам, истинно и вечно, даже если вы не понимаете всего сказанного. Я отправляюсь к Отцу, и хотя вы не можете последовать за мной сейчас, вы наверняка сделаете это в грядущие эпохи».
[180:3.6] When Jesus sat down, Thomas arose and said: «Master, we do not know where you are going; so of course we do not know the way. But we will follow you this very night if you will show us the way.» 
Когда Иисус сел, Фома встал и сказал: «Учитель, мы не знаем, куда ты идешь; поэтому конечно же мы не знаем пути. Но мы последуем за тобой сегодня же вечером, если ты укажешь нам путь».
[180:3.7] When Jesus heard Thomas, he answered: «Thomas, I am the way, the truth, and the life. No man goes to the Father except through me. All who find the Father, first find me. If you know me, you know the way to the Father. And you do know me, for you have lived with me and you now see me.» 
Выслушав Фому, Иисус сказал: «Фома, я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня. Всякий, кто находит Отца, сначала находит меня. Если вы знаете меня, вы знаете путь к Отцу. А вы знаете меня, ибо живете со мной и видите меня сейчас».
[180:3.8] But this teaching was too deep for many of the apostles, especially for Philip, who, after speaking a few words with Nathaniel, arose and said: «Master, show us the Father, and everything you have said will be made plain.»
Но это учение было слишком глубоким для многих апостолов, особенно для Филиппа, который — обменявшись несколькими словами с Нафанаилом — поднялся и сказал: «Учитель, покажи нам Отца и все сказанное тобой станет ясным».
[180:3.9] And when Philip had spoken, Jesus said: «Philip, have I been so long with you and yet you do not even now know me? Again do I declare: He who has seen me has seen the Father. How can you then say, Show us the Father? Do you not believe that I am in the Father and the Father in me? Have I not taught you that the words which I speak are not my words but the words of the Father? I speak for the Father and not of myself. I am in this world to do the Father’s will, and that I have done. My Father abides in me and works through me. Believe me when I say that the Father is in me, and that I am in the Father, or else believe me for the sake of the very life I have lived — for the work’s sake.» 
И когда Филипп сказал это, Иисус ответил: «Филипп, я так долго нахожусь среди вас и ты до сих пор не знаешь меня? Вновь я заявляю: видевший меня видел Отца. Как же после этого ты можешь говорить: „Покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что я пребываю в Отце и Отец пребывает во мне? Разве я не учил вас, что слова, которые я говорю вам, не мои, но Отца? Я говорю от имени Отца, а не от себя. Я нахожусь в этом мире, чтобы исполнять волю Отца, и это я делаю. Мой Отец пребывает во мне и действует через меня. Верьте мне, когда я говорю, что Отец пребывает во мне, и что я пребываю в Отце, или же просто верьте мне ради прожитой мной жизни — ради моего труда».
[180:3.10] As the Master went aside to refresh himself with water, the eleven engaged in a spirited discussion of these teachings, and Peter was beginning to deliver himself of an extended speech when Jesus returned and beckoned them to be seated. 
Когда Учитель отошел в сторону, чтобы освежить себя водой, одиннадцать принялись воодушевленно обсуждать эти учения, а Петр уже приступал к пространному обращению, когда Иисус вернулся и попросил их занять свои места.

4. THE PROMISED HELPER 

4. ОБЕЩАННЫЙ ПОМОЩНИК

[180:4.1] Jesus continued to teach, saying: «When I have gone to the Father, and after he has fully accepted the work I have done for you on earth, and after I have received the final sovereignty of my own domain, I shall say to my Father: Having left my children alone on earth, it is in accordance with my promise to send them another teacher. And when the Father shall approve, I will pour out the Spirit of Truth upon all flesh. Already is my Father’s spirit in your hearts, and when this day shall come, you will also have me with you even as you now have the Father. This new gift is the spirit of living truth. The unbelievers will not at first listen to the teachings of this spirit, but the sons of light will all receive him gladly and with a whole heart. And you shall know this spirit when he comes even as you have known me, and you will receive this gift in your hearts, and he will abide with you. You thus perceive that I am not going to leave you without help and guidance. I will not leave you desolate. Today I can be with you only in person. In the times to come I will be with you and all other men who desire my presence, wherever you may be, and with each of you at the same time. Do you not discern that it is better for me to go away; that I leave you in the flesh so that I may the better and the more fully be with you in the spirit?
Иисус продолжил обучение, говоря: «Когда я уйду к Отцу и после того, как он полностью одобрит сделанное мною для вас на земле, а также после того, как я обрету окончательное полновластие в моих собственных владениях, я скажу своему Отцу: оставив своих детей одних на земле, я должен исполнить свое обещание и послать им другого учителя. И когда Отец одобрит это, я изолью Дух Истины на всю плоть. В ваших сердцах уже пребывает дух Отца, а когда настанет тот день, вы обретете меня так же, как сегодня у вас есть Отец. Этот новый дар есть дух живой истины. Поначалу неверующие не станут прислушиваться к учениям этого духа, но сыны света примут его с радостью и всем сердцем. И когда этот дух прибудет к вам, вы познаете его, как познали меня, и примете его в свои сердца, и он пребудет с вами. Итак, вы видите, что я не собираюсь оставлять вас без помощи и водительства. Я не брошу вас в одиночестве. Сегодня я могу быть с вами только лично. В грядущие века я буду с вами и со всеми желающими моего присутствия другими людьми, где бы вы ни были, и в то же время с каждым из вас. Разве вы не видите, что мне лучше уйти, что я оставляю вас во плоти затем, чтобы еще лучше и полнее быть с вами в духе? 
[180:4.2] «In just a few hours the world will see me no more; but you will continue to know me in your hearts even until I send you this new teacher, the Spirit of Truth. As I have lived with you in person, then shall I live in you; I shall be one with your personal experience in the spirit kingdom. And when this has come to pass, you shall surely know that I am in the Father, and that, while your life is hid with the Father in me, I am also in you. I have loved the Father and have kept his word; you have loved me, and you will keep my word. As my Father has given me of his spirit, so will I give you of my spirit. And this Spirit of Truth which I will bestow upon you shall guide and comfort you and shall eventually lead you into all truth. 
Всего лишь через несколько часов мир больше не увидит меня; вы же будете по-прежнему знать меня в своих сердцах, пока я не пришлю к вам нового учителя — Дух Истины. Как я жил с вами, я буду жить в вас; я буду един с вашим личным опытом в духовном царстве. И когда это произойдет, вы доподлинно узнаете, что я пребываю в Отце, и что пока ваша жизнь с Отцом сокрыта во мне, я пребываю также в вас. Я люблю Отца и сдержал данное ему слово; вы любите меня, и вы сдержите данное мне слово. Как мой Отец дал мне от своего духа, так и я дам вам от своего духа. И этот Дух Истины, которым я одарю вас, будет вести и утешать вас и в итоге приведет ко всей истине.
[180:4.3] «I am telling you these things while I am still with you that you may be the better prepared to endure those trials which are even now right upon us. And when this new day comes, you will be indwelt by the Son as well as by the Father. And these gifts of heaven will ever work the one with the other even as the Father and I have wrought on earth and before your very eyes as one person, the Son of Man. And this spirit friend will bring to your remembrance everything I have taught you.» 
Говорю вам это, пока я еще с вами, чтобы помочь вам лучше перенести те испытания, на пороге которых мы стоим. И когда настанет этот новый день, в вас будет пребывать как Сын, так и Отец. Эти дары неба будут извечно сотрудничать друг с другом так же, как Отец и я трудились на земле прямо перед вашими глазами как одна личность — Сын Человеческий. И этот духовный друг напомнит вам обо всем, чему я учил вас».
[180:4.4] As the Master paused for a moment, Judas Alpheus made bold to ask one of the few questions which either he or his brother ever addressed to Jesus in public. Said Judas: «Master, you have always lived among us as a friend; how shall we know you when you no longer manifest yourself to us save by this spirit? If the world sees you not, how shall we be certain about you? How will you show yourself to us?» 
На мгновение Учитель умолк, и тогда Иуда Алфеев решился задать один из тех редких вопросов, с которым он или его брат когда-либо обращались к Иисусу прилюдно. Иуда спросил: «Учитель, ты всегда жил среди нас как друг; как мы узнаем тебя, когда ты будешь являть себя нам только через этот дух? Если мир не увидит тебя, как мы сможем быть уверены в тебе? Как ты явишь нам себя?»
[180:4.5] Jesus looked down upon them all, smiled, and said: «My little children, I am going away, going back to my Father. In a little while you will not see me as you do here, as flesh and blood. In a very short time I am going to send you my spirit, just like me except for this material body. This new teacher is the Spirit of Truth who will live with each one of you, in your hearts, and so will all the children of light be made one and be drawn toward one another. And in this very manner will my Father and I be able to live in the souls of each one of you and also in the hearts of all other men who love us and make that love real in their experiences by loving one another, even as I am now loving you.» 
Иисус оглядел их всех, улыбнулся и сказал: «Дети мои малые, я ухожу, возвращаюсь к моему Отцу. Вскоре вы уже не увидите меня таким, как сейчас, из плоти и крови. Пройдет совсем немного времени и я пришлю к вам свой дух, который во всем будет походить на меня, за исключением этого материального тела. Этот новый учитель есть Дух Истины, который будет жить с каждым из вас, в ваших сердцах и все дети света станут едины и будут тянуться друг к другу. Именно так Отец и я сможем жить в душе каждого из вас, равно как и в сердцах всех других людей, которые любят нас и которые воплощают эту любовь в своем опыте, любя друг друга, как теперь люблю вас я».
[180:4.6] Judas Alpheus did not fully understand what the Master said, but he grasped the promise of the new teacher, and from the expression on Andrew’s face, he perceived that his question had been satisfactorily answered. 
Иуда Алфеев не совсем понял сказанное Иисусом, однако он уяснил обещание направить нового учителя и по выражению на лице Андрея почувствовал, что получил хороший ответ на свой вопрос.

5. THE SPIRIT OF TRUTH 

5. ДУХ ИСТИНЫ

[180:5.1] The new helper which Jesus promised to send into the hearts of believers, to pour out upon all flesh, is the Spirit of Truth. This divine endowment is not the letter or law of truth, neither is it to function as the form or expression of truth. The new teacher is the conviction of truth, the consciousness and assurance of true meanings on real spirit levels. And this new teacher is the spirit of living and growing truth, expanding, unfolding, and adaptative truth.
Новый помощник, которого Иисус обещал направить в сердца верующих и излить на всю плоть, есть Дух Истины. Этот божественный дар — не буква и не закон истины, как не призван он действовать в качестве формы или выражения истины. Новый учитель — это убежденность в истине, сознание и уверенность в истинных смыслах на реальных духовных уровнях. Этот новый учитель есть дух живой, растущей, расширяющейся, раскрывающейся и адаптирующейся истины.
[180:5.2] Divine truth is a spirit-discerned and living reality. Truth exists only on high spiritual levels of the realization of divinity and the consciousness of communion with God. You can know the truth, and you can live the truth; you can experience the growth of truth in the soul and enjoy the liberty of its enlightenment in the mind, but you cannot imprison truth in formulas, codes, creeds, or intellectual patterns of human conduct. When you undertake the human formulation of divine truth, it speedily dies. The post-mortem salvage of imprisoned truth, even at best, can eventuate only in the realization of a peculiar form of intellectualized glorified wisdom. Static truth is dead truth, and only dead truth can be held as a theory. Living truth is dynamic and can enjoy only an experiential existence in the human mind. 
Божественная истина есть живая, постигаемая духом реальность. Истина существует только на высоких духовных уровнях постижения божественности и осознания контакта с Богом. Можно знать истину и можно жить в истине; можно ощущать рост истины в душе и наслаждаться освобождающим постижением истины в разуме, но истину невозможно заточить в формулы, кодексы, символы веры или интеллектуальные формы человеческого поведения. Как только вы предлагаете человеческую формулировку божественной истины, она быстро умирает. Посмертное спасение скованной истины может в лучшем случае вылиться лишь в особую форму интеллектуализированной, возвеличенной мудрости. Статичная истина мертва и только в таком виде может считаться теорией. Живая истина динамична и в человеческом разуме может быть только эмпирической.
[180:5.3] Intelligence grows out of a material existence which is illuminated by the presence of the cosmic mind. Wisdom comprises the consciousness of knowledge elevated to new levels of meaning and activated by the presence of the universe endowment of the adjutant of wisdom. Truth is a spiritual reality value experienced only by spirit-endowed beings who function upon supermaterial levels of universe consciousness, and who, after the realization of truth, permit its spirit of activation to live and reign within their souls. 
Здравомыслие вырастает из материального бытия, озаренного присутствием космического разума. Мудрость включает в себя осознание знания, возвышенного до новых смысловых уровней при активирующем воздействии вселенского дара — вспомогательного духа мудрости. Истина есть ценность духовной реальности и проживается только духовно одаренными существами на сверхматериальных уровнях вселенского сознания, позволяющими активирующему духу истины после его осмысления жить и царить в своих душах.
[180:5.4] The true child of universe insight looks for the living Spirit of Truth in every wise saying. The God-knowing individual is constantly elevating wisdom to the living-truth levels of divine attainment; the spiritually unprogressive soul is all the while dragging the living truth down to the dead levels of wisdom and to the domain of mere exalted knowledge. 
Истинное дитя вселенской проницательности ищет живой Дух Истины в каждом мудром высказывании. Богопознающий индивидуум неизменно поднимает мудрость до уровней живой истины божественных свершений; духовно неразвивающаяся душа постоянно тянет живую истину вниз, на мертвые уровни мудрости и в область всего лишь возвышенного знания.
[180:5.5] The golden rule, when divested of the superhuman insight of the Spirit of Truth, becomes nothing more than a rule of high ethical conduct. The golden rule, when literally interpreted, may become the instrument of great offense to one’s fellows. Without a spiritual discernment of the golden rule of wisdom you might reason that, since you are desirous that all men speak the full and frank truth of their minds to you, you should therefore fully and frankly speak the full thought of your mind to your fellow beings. Such an unspiritual interpretation of the golden rule might result in untold unhappiness and no end of sorrow. 
Когда золотое правило лишается сверхчеловеческой проницательности Духа Истины, оно становится всего лишь правилом высокого этического поведения. Когда золотое правило толкуется буквально, оно может стать средством величайшего оскорбления для собратьев. Без духовного постижения золотого правила мудрости можно прийти к заключению, что поскольку вы желаете, чтобы все люди были во всем и до конца откровенны с вами, вам также следует быть во всем и до конца откровенными с ними. Такое недуховное толкование золотого правила может привести к невыразимому несчастью и бесконечным страданиям.
[180:5.6] Some persons discern and interpret the golden rule as a purely intellectual affirmation of human fraternity. Others experience this expression of human relationship as an emotional gratification of the tender feelings of the human personality. Another mortal recognizes this same golden rule as the yardstick for measuring all social relations, the standard of social conduct. Still others look upon it as being the positive injunction of a great moral teacher who embodied in this statement the highest concept of moral obligation as regards all fraternal relationships. In the lives of such moral beings the golden rule becomes the wise center and circumference of all their philosophy. 
Некоторые люди понимают и толкуют золотое правило как чисто интеллектуальное утверждение человеческого братства. Другие воспринимают такое выражение человеческих отношений как эмоциональное удовлетворение тонких эмоций человеческой личности. Третьи видят в том же золотом правиле мерило для оценки всех общественных отношений, норму социального поведения. Четвертые рассматривают его как позитивное предписание великого нравственного учителя, заключившего в своем призыве высшее представление о нравственном долге братских отношений. В жизни таких нравственных существ золотое правило становится центром мудрости и содержанием всей философии.
[180:5.7] In the kingdom of the believing brotherhood of God-knowing truth lovers, this golden rule takes on living qualities of spiritual realization on those higher levels of interpretation which cause the mortal sons of God to view this injunction of the Master as requiring them so to relate themselves to their fellows that they will receive the highest possible good as a result of the believer’s contact with them. This is the essence of true religion: that you love your neighbor as yourself.
В царстве — верующем братстве Богопознающих приверженцев истины — золотое правило обретает живые качества, присущие духовному постижению на тех более высоких уровнях толкования, которые побуждают смертных сынов Бога воспринимать это предписание Учителя как требование относиться к своим собратьям так, чтобы в результате общения с ними верующего человека они могли получать наивысшее благо. В этом и заключается сущность истинной религии: любить ближнего, как самого себя.
[180:5.8] But the highest realization and the truest interpretation of the golden rule consists in the consciousness of the spirit of the truth of the enduring and living reality of such a divine declaration. The true cosmic meaning of this rule of universal relationship is revealed only in its spiritual realization, in the interpretation of the law of conduct by the spirit of the Son to the spirit of the Father that indwells the soul of mortal man. And when such spirit-led mortals realize the true meaning of this golden rule, they are filled to overflowing with the assurance of citizenship in a friendly universe, and their ideals of spirit reality are satisfied only when they love their fellows as Jesus loved us all, and that is the reality of the realization of the love of God. 
Однако высочайшее осуществление и наиболее истинное толкование золотого правила состоит в осознании духа истины, заключенной в вечной живой реальности такого божественного возвещения. Истинный космический смысл этого правила взаимоотношений во вселенной раскрывается только в его духовном постижении, в толковании закона поведения духом Сына духу Отца, пребывающему в душе смертного человека. И когда такие ведомые духом смертные постигают истинный смысл золотого правила, они переполняются уверенностью гражданства дружественной вселенной, а их идеалы духовной реальности удовлетворяются только тогда, когда они любят своих собратьев так, как Иисус любил всех нас, и в этом заключается реальность постижения любви Бога.
[180:5.9] This same philosophy of the living flexibility and cosmic adaptability of divine truth to the individual requirements and capacity of every son of God, must be perceived before you can hope adequately to understand the Master’s teaching and practice of nonresistance to evil. The Master’s teaching is basically a spiritual pronouncement. Even the material implications of his philosophy cannot be helpfully considered apart from their spiritual correlations. The spirit of the Master’s injunction consists in the nonresistance of all selfish reaction to the universe, coupled with the aggressive and progressive attainment of righteous levels of true spirit values: divine beauty, infinite goodness, and eternal truth — to know God and to become increasingly like him. 
Прежде чем вы сможете надеяться на адекватное понимание учения Иисуса и практики непротивления злу, вам необходимо постичь эту философию живой гибкости и космической адаптируемости божественной истины к индивидуальным требованиям и способностям каждого сына Бога. В своей сущности, учение Иисуса — это духовная декларация. Даже материальные производные его философии невозможно успешно рассматривать в отрыве от их духовных взаимосвязей. Дух предписания Учителя заключается в непротивлении всем эгоистическим реакциям на вселенную в сочетании с энергичным и поступательным достижением праведных уровней истинных духовных ценностей: божественной красоты, бесконечной добродетели и вечной истины — познания Бога и все большего уподобления ему.
[180:5.10] Love, unselfishness, must undergo a constant and living readaptative interpretation of relationships in accordance with the leading of the Spirit of Truth. Love must thereby grasp the ever-changing and enlarging concepts of the highest cosmic good of the individual who is loved. And then love goes on to strike this same attitude concerning all other individuals who could possibly be influenced by the growing and living relationship of one spirit-led mortal’s love for other citizens of the universe. And this entire living adaptation of love must be effected in the light of both the environment of present evil and the eternal goal of the perfection of divine destiny. 
Отношения любви и бескорыстия должны подвергаться постоянному и живому переосмыслению в соответствии с водительством Духа Истины. Тем самым любовь должна постигать постоянно изменяющиеся и расширяющиеся представления о высшем космическом благе для любимого человека. И вслед за этим любовь пробуждает то же самое отношение ко всем другим индивидуумам, которые могут быть подвержены влиянию растущей и живой связи, — любви ведомого духом смертного к другим гражданам вселенной. И вся эта живая адаптация любви должна осуществляться с учетом как окружающей среды существующего зла, так и вечной цели совершенства божественного предназначения.
[180:5.11] And so must we clearly recognize that neither the golden rule nor the teaching of nonresistance can ever be properly understood as dogmas or precepts. They can only be comprehended by living them, by realizing their meanings in the living interpretation of the Spirit of Truth, who directs the loving contact of one human being with another. 
Таким образом, мы должны ясно видеть, что ни золотое правило, ни учение о непротивлении не могут быть правильно поняты в виде догм или правил поведения. Они постижимы только в опыте жизни и осознании их смысла в живом толковании Духа Истины, направляющего любвеобильное общение одного человека с другим.
[180:5.12] And all this clearly indicates the difference between the old religion and the new. The old religion taught self-sacrifice; the new religion teaches only self-forgetfulness, enhanced self-realization in conjoined social service and universe comprehension. The old religion was motivated by fear-consciousness; the new gospel of the kingdom is dominated by truth-conviction, the spirit of eternal and universal truth. And no amount of piety or creedal loyalty can compensate for the absence in the life experience of kingdom believers of that spontaneous, generous, and sincere friendliness which characterizes the spirit-born sons of the living God. Neither tradition nor a ceremonial system of formal worship can atone for the lack of genuine compassion for one’s fellows. 
Все это ясно показывает отличие старой религии от новой. Старая религия учила самопожертвованию; новая религия учит только самоотречению, расширенной самореализации в сочетании с общественным служением и постижением вселенной. Движущей силой старой религии было сознание страха; в новом евангелии царства господствует убежденность в истине — дух вечной и всеобщей истины. Никакое благочестие или приверженность вероучению не могут восполнить отсутствия в жизненном опыте верующих в царство спонтанного, щедрого и искреннего дружелюбия, характеризующего рожденных в духе сынов живого Бога. Ни традиция, ни обрядовая система формального поклонения не могут искупить недостаток подлинного сострадания к своим ближним.

6. THE NECESSITY FOR LEAVING 

6. НЕОБХОДИМОСТЬ УХОДА

[180:6.1] After Peter, James, John, and Matthew had asked the Master numerous questions, he continued his farewell discourse by saying: «And I am telling you about all this before I leave you in order that you may be so prepared for what is coming upon you that you will not stumble into serious error. The authorities will not be content with merely putting you out of the synagogues; I warn you the hour draws near when they who kill you will think they are doing a service to God. And all of these things they will do to you and to those whom you lead into the kingdom of heaven because they do not know the Father. They have refused to know the Father by refusing to receive me; and they refuse to receive me when they reject you, provided you have kept my new commandment that you love one another even as I have loved you. I am telling you in advance about these things so that, when your hour comes, as mine now has, you may be strengthened in the knowledge that all was known to me, and that my spirit shall be with you in all your sufferings for my sake and the gospel’s. It was for this purpose that I have been talking so plainly to you from the very beginning. I have even warned you that a man’s foes may be those of his own household. Although this gospel of the kingdom never fails to bring great peace to the soul of the individual believer, it will not bring peace on earth until man is willing to believe my teaching wholeheartedly and to establish the practice of doing the Father’s will as the chief purpose in living the mortal life.
После того, как Петр, Иаков, Иоанн и Матфей задали Учителю множество вопросов, он продолжил свою прощальную беседу словами: «И я говорю вам всем об этом прежде, чем покинуть вас, чтобы вы могли подготовиться к предстоящему и не впали бы в серьезное заблуждение. Власти не удовлетворятся только изгнанием вас из синагог; я предупреждаю вас: близится час, когда убивающие вас будут думать, что тем самым служат Богу. Они будут поступать так с вами и с теми, кого вы ведете в царство небесное, поскольку не знают Отца. Они отказались познать Отца, отказавшись принять меня; меня же они отказываются принять, когда отвергают вас, если только вы были верны моей новой заповеди, — любить друг друга так, как я возлюбил вас. Я говорю вам об этом заранее для того, чтобы когда настанет ваш час, — как ныне настал мой, — вы могли бы укрепиться знанием того, что мне все было известно и что мой дух пребудет с вами во всех ваших страданиях за меня и евангелие. Именно ради этого я с самого начала был столь откровенным с вами. Я даже предупреждал вас, что врагами человека могут быть его домочадцы. Это евангелие царства всегда приносит великий мир в душу каждого верующего, однако оно не принесет мир на землю до тех пор, пока человек не захочет всем сердцем поверить в мое учение и когда исполнение воли Отца станет основной целью проживания смертной жизни.
[180:6.2] «Now that I am leaving you, seeing that the hour has come when I am about to go to the Father, I am surprised that none of you have asked me, Why do you leave us? Nevertheless, I know that you ask such questions in your hearts. I will speak to you plainly, as one friend to another. It is really profitable for you that I go away. If I go not away, the new teacher cannot come into your hearts. I must be divested of this mortal body and be restored to my place on high before I can send this spirit teacher to live in your souls and lead your spirits into the truth. And when my spirit comes to indwell you, he will illuminate the difference between sin and righteousness and will enable you to judge wisely in your hearts concerning them. 
Теперь же, когда я покидаю вас, — ибо вижу, что настало время отправляться к Отцу, — меня удивляет, что ни один из вас не спросил меня: „Почему ты оставляешь нас?» И все же я знаю, что вы задаете такие вопросы в своих сердцах. Я буду говорить с вами прямо, как говорят между собой друзья. Мой уход в самом деле пойдет вам на пользу. Если я не уйду, новый учитель не сможет войти в ваши сердца. Я должен освободиться от этого смертного тела и вернуться на свое место на небесах, прежде чем смогу послать духовного учителя, который будет жить в ваших душах и вести ваш дух к истине. И когда мой дух прибудет, чтобы поселиться в вас, он покажет различие между грехом и праведностью и позволит вам мудро судить об этом в своих сердцах. 
[180:6.3] «I have yet much to say to you, but you cannot stand any more just now. Albeit, when he, the Spirit of Truth, comes, he shall eventually guide you into all truth as you pass through the many abodes in my Father’s universe. 
Мне еще о многом нужно сказать вам, но большего вы сейчас не сможете вместить. Тем не менее, когда он — Дух Истины — прибудет, то поведет вас ко всякой истине по мере того, как вы будете проходить через многие обители во вселенной моего Отца.
[180:6.4] «This spirit will not speak of himself, but he will declare to you that which the Father has revealed to the Son, and he will even show you things to come; he will glorify me even as I have glorified my Father. This spirit comes forth from me, and he will reveal my truth to you. Everything which the Father has in this domain is now mine; wherefore did I say that this new teacher would take of that which is mine and reveal it to you. 
Этот дух не будет говорить о себе, но возвестит вам то, что Отец раскрыл Сыну, и даже покажет вам грядущие события; он прославит меня так же, как я прославил моего Отца. Этот дух исходит от меня и раскроет вам мою истину. Все, что Отец имеет в этих владениях, теперь принадлежит мне; поэтому я сказал, что этот новый учитель возьмет от меня и раскроет вам.
[180:6.5] «In just a little while I will leave you for a short time. Afterward, when you again see me, I shall already be on my way to the Father so that even then you will not see me for long.» 
Вскоре я на некоторое время покину вас. Затем, когда вы вновь увидите меня, я уже буду находиться на пути к моему Отцу, так что и тогда вы увидите меня лишь ненадолго».
[180:6.6] While he paused for a moment, the apostles began to talk with each other: «What is this that he tells us? `In just a little while I will leave you,’ and `When you see me again it will not be for long, for I will be on my way to the Father.’ What can he mean by this `little while’ and `not for long’? We cannot understand what he is telling us.»
На некоторое время он сделал паузу, и апостолы начали переговариваться между собой: «О чем это он говорит? „Вскоре я покину вас» и „когда вы снова увидите меня, то ненадолго, ибо я уже буду находиться на пути к Отцу»? Что он может иметь в виду, говоря „вскоре» и „ненадолго»? Мы не понимаем того, что он нам говорит».
[180:6.7] And since Jesus knew they asked these questions, he said: «Do you inquire among yourselves about what I meant when I said that in a little while I would not be with you, and that, when you would see me again, I would be on my way to the Father? I have plainly told you that the Son of Man must die, but that he will rise again. Can you not then discern the meaning of my words? You will first be made sorrowful, but later on will you rejoice with many who will understand these things after they have come to pass. A woman is indeed sorrowful in the hour of her travail, but when she is once delivered of her child, she immediately forgets her anguish in the joy of the knowledge that a man has been born into the world. And so are you about to sorrow over my departure, but I will soon see you again, and then will your sorrow be turned into rejoicing, and there shall come to you a new revelation of the salvation of God which no man can ever take away from you. And all the worlds will be blessed in this same revelation of life in effecting the overthrow of death. Hitherto have you made all your requests in my Father’s name. After you see me again, you may also ask in my name, and I will hear you. 
И поскольку Иисус знал, что они задаются этими вопросами, то сказал: «О том ли спрашиваете один другого, что я имел в виду, говоря, что вскоре меня не будет с вами, и что когда вы увидите меня снова, я буду на пути к Отцу? Я прямо сказал вам, что Сын Человеческий должен умереть, но что он воскреснет вновь. Неужели после этого вы не понимаете смысла моих слов? Сначала вы будете горевать, но впоследствии возрадуетесь вместе со многими, которые поймут это, когда все произойдет. Женщине тяжело в час родов, но когда она разрешается младенцем, то тут же забывает свои муки и радуется от сознания, что человек родился на свет. Приблизилось время и вам скорбеть из-за моего ухода, но вскоре я увижу вас вновь, и тогда ваша скорбь обернется радостью и вы обретете новое откровение Божьего спасения, которое никто и никогда не отнимет у вас. И все миры обретут благословение тем же самым откровением жизни, побеждающей смерть. Доныне вы обо всем просили во имя моего Отца. Когда же вы вновь увидите меня, сможете просить и моим именем, — и я услышу вас.
[180:6.8] «Down here I have taught you in proverbs and spoken to you in parables. I did so because you were only children in the spirit; but the time is coming when I will talk to you plainly concerning the Father and his kingdom. And I shall do this because the Father himself loves you and desires to be more fully revealed to you. Mortal man cannot see the spirit Father; therefore have I come into the world to show the Father to your creature eyes. But when you have become perfected in spirit growth, you shall then see the Father himself.» 
Здесь я учил вас иносказательно и говорил с вами притчами. Я делал так потому, что в духе вы были всего лишь детьми; однако грядет час, когда я буду прямо возвещать вам об Отце и его царстве. И я сделаю это потому, что сам Отец любит вас и желает быть явленным вам в большей полноте. Смертный человек не может увидеть духа-Отца; поэтому я пришел в этот мир, чтобы вы смогли увидеть Отца своими глазами, — глазами созданий. Но когда вы станете совершенными в духовном росте, то тогда увидите самого Отца».
[180:6.9] When the eleven had heard him speak, they said to each other: «Behold, he does speak plainly to us. Surely the Master did come forth from God. But why does he say he must return to the Father?» And Jesus saw that they did not even yet comprehend him. These eleven men could not get away from their long-nourished ideas of the Jewish concept of the Messiah. The more fully they believed in Jesus as the Messiah, the more troublesome became these deep-rooted notions regarding the glorious material triumph of the kingdom on earth. 
Выслушав его, одиннадцать апостолов сказали друг другу: «Вот, он воистину откровенно говорит с нами. Учитель несомненно пришел от Бога. Но почему он говорит, что должен вернуться к Отцу?» И Иисус увидел, что даже сейчас они так и не поняли его. Эти одиннадцать мужчин не желали расставаться со своими давними сокровенными идеями о еврейском Мессии. Чем полнее они верили в Иисуса как в Мессию, тем больше беспокойств причиняли им эти глубоко укоренившиеся представления о славном материальном торжестве земного царства.