178 Последний день в лагере

(Last Day at the Camp) 

[178:0.1] JESUS planned to spend this Thursday, his last free day on earth as a divine Son incarnated in the flesh, with his apostles and a few loyal and devoted disciples. Soon after the breakfast hour on this beautiful morning, the Master led them to a secluded spot a short distance above their camp and there taught them many new truths. Although Jesus delivered other discourses to the apostles during the early evening hours of the day, this talk of Thursday forenoon was his farewell address to the combined camp group of apostles and chosen disciples, both Jews and gentiles. The twelve were all present save Judas. Peter and several of the apostles remarked about his absence, and some of them thought Jesus had sent him into the city to attend to some matter, probably to arrange the details of their forthcoming celebration of the Passover. Judas did not return to the camp until midafternoon, a short time before Jesus led the twelve into Jerusalem to partake of the Last Supper.
ИИСУС планировал провести этот четверг — свой последний свободный день на земле в качестве божественного Сына, инкарнированного во плоти, — вместе с апостолами и несколькими верными и преданными учениками. В это прекрасное утро, вскоре после завтрака, Учитель увел их в уединенное место чуть выше лагеря, где раскрыл им много новых истин. Хотя в предвечерние часы Иисус вновь беседовал с апостолами, эта утренняя речь в четверг была его прощальным обращением к объединенной группе апостолов и избранных учеников — как евреев, так и иноплеменников. Присутствовали все двенадцать, кроме Иуды. Петр и несколько других апостолов отметили его отсутствие и некоторые из них решили, что Иисус послал его в город по какому-то делу, возможно, чтобы уладить детали предстоящего празднования Пасхи. Иуда вернулся в лагерь только после полудня, незадолго до того, как Иисус повел двенадцать в Иерусалим, чтобы принять участие в Тайной Вечере.

1. DISCOURSE ON SONSHIP AND CITIZENSHIP 

1. БЕСЕДА О СЫНОВСТВЕ И ГРАЖДАНСТВЕ

[178:1.1] Jesus talked to about fifty of his trusted followers for almost two hours and answered a score of questions regarding the relation of the kingdom of heaven to the kingdoms of this world, concerning the relation of sonship with God to citizenship in earthly governments. This discourse, together with his answers to questions, may be summarized and restated in modern language as follows:
В течение почти двух часов Иисус беседовал примерно с пятьюдесятью верными последователями и ответил на множество вопросов об отношении царства небесного к царствам этого мира, а Богосыновства — к гражданству земных государств. Вместе с ответами Иисуса на вопросы, эта беседа может быть суммирована и изложена на современном языке следующим образом:

[178:1.2] The kingdoms of this world, being material, may often find it necessary to employ physical force in the execution of their laws and for the maintenance of order. In the kingdom of heaven true believers will not resort to the employment of physical force. The kingdom of heaven, being a spiritual brotherhood of the spirit-born sons of God, may be promulgated only by the power of the spirit. This distinction of procedure refers to the relations of the kingdom of believers to the kingdoms of secular government and does not nullify the right of social groups of believers to maintain order in their ranks and administer discipline upon unruly and unworthy members.
Материальные царства этого мира нередко сталкиваются с необходимостью прибегать к физической силе для исполнения своих законов и поддержания порядка. В царстве небесном истинно верующие не будут прибегать к использованию физической силы. Как духовное братство рожденных в духе сынов Бога, царство небесное может распространяться только силой духа. Такое различие в методах касается отношения царства верующих к царствам мирского правления и не лишает социальные группы верующих права поддерживать порядок в своих рядах и дисциплинировать непослушных и недостойных членов.
[178:1.3] There is nothing incompatible between sonship in the spiritual kingdom and citizenship in the secular or civil government. It is the believer’s duty to render to Caesar the things which are Caesar’s and to God the things which are God’s. There cannot be any disagreement between these two requirements, the one being material and the other spiritual, unless it should develop that a Caesar presumes to usurp the prerogatives of God and demand that spiritual homage and supreme worship be rendered to him. In such a case you shall worship only God while you seek to enlighten such misguided earthly rulers and in this way lead them also to the recognition of the Father in heaven. You shall not render spiritual worship to earthly rulers; neither should you employ the physical forces of earthly governments, whose rulers may sometime become believers, in the work of furthering the mission of the spiritual kingdom. 
Нет ничего несовместимого между сыновством в духовном царстве и гражданским участием в светском или мирском управлении. Обязанность верующего — отдавать кесарю кесарево, а Богу — Богово. Между этими двумя требованиями не может быть никакого противоречия, поскольку одно — материально, а другое — духовно, если только не окажется, что кесарь пытается узурпировать прерогативы Бога и требует, чтобы ему оказывали духовное почитание и высшее поклонение. В таких случаях поклоняйтесь только Богу, пытаясь просветить таких заблудших земных правителей и тем самым также привести их к признанию Отца небесного. Не выказывайте духовного поклонения земным правителям; также вам не следует использовать физические силы земных правительств, чьи правители когда-нибудь могут стать верующими, для содействия миссии духовного царства.
[178:1.4] Sonship in the kingdom, from the standpoint of advancing civilization, should assist you in becoming the ideal citizens of the kingdoms of this world since brotherhood and service are the cornerstones of the gospel of the kingdom. The love call of the spiritual kingdom should prove to be the effective destroyer of the hate urge of the unbelieving and war-minded citizens of the earthly kingdoms. But these material-minded sons in darkness will never know of your spiritual light of truth unless you draw very near them with that unselfish social service which is the natural outgrowth of the bearing of the fruits of the spirit in the life experience of each individual believer. 
С точки зрения прогрессирующей цивилизации, сыновство в царстве должно помочь вам стать идеальными гражданами царств этого мира, поскольку братство и служение — это краеугольные камни евангелия царства. Зов любви духовного царства должен стать эффективным разрушителем побуждения к ненависти, присущего неверующим и воинственным гражданам земных царств. Однако эти материалистически настроенные сыны тьмы никогда не узнают о вашем духовном свете истины, если вы не приблизитесь к ним вплотную с тем бескорыстным общественным служением, которое становится естественным следствием приношения плодов духа в жизненном опыте каждого отдельного верующего.
[178:1.5] As mortal and material men, you are indeed citizens of the earthly kingdoms, and you should be good citizens, all the better for having become reborn spirit sons of the heavenly kingdom. As faith-enlightened and spirit-liberated sons of the kingdom of heaven, you face a double responsibility of duty to man and duty to God while you voluntarily assume a third and sacred obligation: service to the brotherhood of God-knowing believers. 
Как смертные и материальные люди, вы воистину являетесь гражданами земных царств и должны быть хорошими гражданами, тем более, что вы стали перерожденными духовными сынами небесного царства. Как на просвещенных верой и освобожденных духом сынов небесного царства, на вас ложится двойная ответственность — долг перед человеком и долг перед Богом, и в то же время вы добровольно принимаете на себя третью, священную обязанность: служение братству Богопознающих верующих.
[178:1.6] You may not worship your temporal rulers, and you should not employ temporal power in the furtherance of the spiritual kingdom; but you should manifest the righteous ministry of loving service to believers and unbelievers alike. In the gospel of the kingdom there resides the mighty Spirit of Truth, and presently I will pour out this same spirit upon all flesh. The fruits of the spirit, your sincere and loving service, are the mighty social lever to uplift the races of darkness, and this Spirit of Truth will become your power-multiplying fulcrum. 
Не поклоняйтесь своим бренным правителям и не пользуйтесь бренной силой для укрепления духовного царства; однако являйте праведную опеку любвеобильного служения как к верующим, так и к неверующим. В евангелии царства пребывает могущественный Дух Истины, и вскоре я изолью этот же самый дух на всю плоть. Плоды духа — ваше искреннее и любвеобильное служение — это мощный социальный рычаг для возвышения пребывающих во тьме народов, а Дух Истины станет для вас точкой опоры, умножающей силу.
[178:1.7] Display wisdom and exhibit sagacity in your dealings with unbelieving civil rulers. By discretion show yourselves to be expert in ironing out minor disagreements and in adjusting trifling misunderstandings. In every possible way — in everything short of your spiritual allegiance to the rulers of the universe — seek to live peaceably with all men. Be you always as wise as serpents but as harmless as doves. 
В своих отношениях с неверующими гражданскими правителями проявляйте мудрость и прозорливость. Через благоразумие покажите себя мастерами согласования мелких расхождений и улаживания мелочных споров. Всеми возможными способами, во всем, кроме духовной преданности правителям вселенной, — стремитесь жить в мире со всеми людьми. Будьте всегда мудры, как змеи и безобидны, как голуби.
[178:1.8] You should be made all the better citizens of the secular government as a result of becoming enlightened sons of the kingdom; so should the rulers of earthly governments become all the better rulers in civil affairs as a result of believing this gospel of the heavenly kingdom. The attitude of unselfish service of man and intelligent worship of God should make all kingdom believers better world citizens, while the attitude of honest citizenship and sincere devotion to one’s temporal duty should help to make such a citizen the more easily reached by the spirit call to sonship in the heavenly kingdom. 
Становясь просвещенными сынами царства, вы должны быть еще лучшими гражданами светского государства; так же и земные правители, уверовавшие в евангелие небесного царства, должны стать еще лучшими управляющими гражданскими делами. Бескорыстное служение человеку и разумное поклонение Богу должно сделать всех верующих в царство лучшими гражданами мира, в то время как честная гражданская позиция и искренняя преданность мирским обязанностям должны сделать таких граждан более чуткими к зову духа — сыновству в небесном царстве.
[178:1.9] So long as the rulers of earthly governments seek to exercise the authority of religious dictators, you who believe this gospel can expect only trouble, persecution, and even death. But the very light which you bear to the world, and even the very manner in which you will suffer and die for this gospel of the kingdom, will, in themselves, eventually enlighten the whole world and result in the gradual divorcement of politics and religion. The persistent preaching of this gospel of the kingdom will some day bring to all nations a new and unbelievable liberation, intellectual freedom, and religious liberty. 
До тех пор, пока земные правители стремятся властвовать как религиозные диктаторы, вы, верующие в это евангелие, можете ожидать только злоключений, травли и даже смерти. Однако, тот самый свет, который вы несете миру, и даже то, как вы будете страдать и умирать за это евангелие царства, все это само по себе в конечном итоге просветит весь мир и приведет к постепенному разделению политики и религии. Придет время, когда настойчивая проповедь этого евангелия царства принесет всем нациям новое и невиданное освобождение, интеллектуальную независимость и религиозную свободу. 
[178:1.10] Under the soon-coming persecutions by those who hate this gospel of joy and liberty, you will thrive and the kingdom will prosper. But you will stand in grave danger in subsequent times when most men will speak well of kingdom believers and many in high places nominally accept the gospel of the heavenly kingdom. Learn to be faithful to the kingdom even in times of peace and prosperity. Tempt not the angels of your supervision to lead you in troublous ways as a loving discipline designed to save your ease-drifting souls. 
В условиях быстро надвигающихся преследований со стороны тех, кто ненавидит это евангелие радости и свободы, вы преуспеете, а царство будет процветать. Однако серьезная опасность подстерегает вас в будущем, когда большинство людей будут доброжелательно отзываться о верующих в царство, и многие из тех, кто занимает высокое положение, формально примут евангелие небесного царства. Учитесь преданности царству даже во времена мира и процветания. Не искушайте опекающих ангелов водить вас тернистыми путями, используя такое любвеобильное воздействие для спасения ваших легкомысленных душ.
[178:1.11] Remember that you are commissioned to preach this gospel of the kingdom — the supreme desire to do the Father’s will coupled with the supreme joy of the faith realization of sonship with God — and you must not allow anything to divert your devotion to this one duty. Let all mankind benefit from the overflow of your loving spiritual ministry, enlightening intellectual communion, and uplifting social service; but none of these humanitarian labors, nor all of them, should be permitted to take the place of proclaiming the gospel. These mighty ministrations are the social by-products of the still more mighty and sublime ministrations and transformations wrought in the heart of the kingdom believer by the living Spirit of Truth and by the personal realization that the faith of a spirit-born man confers the assurance of living fellowship with the eternal God. 
Помните, что вы призваны проповедовать евангелие царства — высшее желание исполнять волю Отца вместе с высшей радостью вероисповедного осознания Богосыновства — и вы не должны позволять чему-либо отвлекать вас от преданного исполнения этой единственной обязанности. Пусть изобилие вашей любвеобильной духовной опеки, просвещающего интеллектуального общения и возвышающего общественного служения пойдет на благо всему человечеству; но ни одно из этих гуманных деяний — ни все они в совокупности — не должны вытеснять провозглашение евангелия. Такие могущественные виды служения — это побочное социальное следствие еще более великих и возвышенных видов служения и преобразований, производимых в сердце верующего Духом Истины и личным осознанием того, что вера рожденного в духе человека дарует уверенность в живом родстве с вечным Богом.
[178:1.12] You must not seek to promulgate truth nor to establish righteousness by the power of civil governments or by the enaction of secular laws. You may always labor to persuade men’s minds, but you must never dare to compel them. You must not forget the great law of human fairness which I have taught you in positive form: Whatsoever you would that men should do to you, do even so to them. 
Не пытайтесь распространять истину или утверждать праведность посредством власти гражданских правительств или принятия мирских законов. Стремитесь убеждать человеческий разум, но не вздумайте принуждать его. Вам нельзя забывать великий закон человеческой справедливости, которому я учил вас в позитивной форме: во всем поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы люди поступали с вами.
[178:1.13] When a kingdom believer is called upon to serve the civil government, let him render such service as a temporal citizen of such a government, albeit such a believer should display in his civil service all of the ordinary traits of citizenship as these have been enhanced by the spiritual enlightenment of the ennobling association of the mind of mortal man with the indwelling spirit of the eternal God. If the unbeliever can qualify as a superior civil servant, you should seriously question whether the roots of truth in your heart have not died from the lack of the living waters of combined spiritual communion and social service. The consciousness of sonship with God should quicken the entire life service of every man, woman, and child who has become the possessor of such a mighty stimulus to all the inherent powers of a human personality. 
Когда верующий в царство призывается на гражданскую службу, пусть он служит как смертный гражданин, подвластный своему правительству, проявляя на своей службе все обычные гражданские черты, но усиленные духовным просвещением вследствие облагораживающей связи своего разума бренного человека с пребывающим в нем духом вечного Бога. Если же неверующий может лучше исполнять свои гражданские обязанности, то вы должны всерьез задаться вопросом: не погибли ли корни истины в вашем сердце из-за нехватки в нем живой воды — духовного общения в совокупности с социальным служением. В течение всей жизни сознание Богосыновства должно оживлять служение каждого мужчины, женщины и ребенка, ставших обладателями столь мощного стимула для пробуждения всех внутренних качеств человеческой личности.
[178:1.14] You are not to be passive mystics or colorless ascetics; you should not become dreamers and drifters, supinely trusting in a fictitious Providence to provide even the necessities of life. You are indeed to be gentle in your dealings with erring mortals, patient in your intercourse with ignorant men, and forbearing under provocation; but you are also to be valiant in defense of righteousness, mighty in the promulgation of truth, and aggressive in the preaching of this gospel of the kingdom, even to the ends of the earth. 
Вам нельзя превращаться в пассивных мистиков или невыразительных аскетов; вам не следует становиться мечтателями и скитальцами, лениво уповающими на воображаемое Провидение даже для обеспечения себя предметами первой необходимости. Конечно, вы должны быть милосердны к заблудшим смертным, терпеливы в контактах с невежественными людьми и сдержанны при провокациях; но вам следует также быть отважными при защите праведности, могущественными в распространении истины и решительными проповедниками этого евангелия царства в самых дальних уголках земли.
[178:1.15] This gospel of the kingdom is a living truth. I have told you it is like the leaven in the dough, like the grain of mustard seed; and now I declare that it is like the seed of the living being, which, from generation to generation, while it remains the same living seed, unfailingly unfolds itself in new manifestations and grows acceptably in channels of new adaptation to the peculiar needs and conditions of each successive generation. The revelation I have made to you is a living revelation, and I desire that it shall bear appropriate fruits in each individual and in each generation in accordance with the laws of spiritual growth, increase, and adaptative development. From generation to generation this gospel must show increasing vitality and exhibit greater depth of spiritual power. It must not be permitted to become merely a sacred memory, a mere tradition about me and the times in which we now live. 
Евангелие царства — это живая истина. Я уже говорил вам, что оно подобно закваске в тесте, подобно горчичному зерну; а теперь я заявляю, что оно подобно семени живого существа, которое из поколения в поколение — оставаясь все тем же живым семенем — неизменно раскрывает себя в новых проявлениях, благоприятно развивается и должным образом адаптируется к особым потребностям и условиям каждого последующего поколения. Это откровение, данное мною для вас, есть живое откровение, и я желаю, чтобы оно приносило должные плоды в каждом индивидууме и в каждом поколении в соответствии с законами духовного роста, приумножения и адаптивного развития. Из поколения в поколение это евангелие должно обнаруживать все большую жизненную силу и проявлять все большую глубину духовного могущества. Нельзя допускать, чтобы оно превратилось во всего лишь священную память, в одно лишь предание обо мне и о тех временах, в которых мы живем.
[178:1.16] And forget not: We have made no direct attack upon the persons or upon the authority of those who sit in Moses’ seat; we only offered them the new light, which they have so vigorously rejected. We have assailed them only by the denunciation of their spiritual disloyalty to the very truths which they profess to teach and safeguard. We clashed with these established leaders and recognized rulers only when they threw themselves directly in the way of the preaching of the gospel of the kingdom to the sons of men. And even now, it is not we who assail them, but they who seek our destruction. Do not forget that you are commissioned to go forth preaching only the good news. You are not to attack the old ways; you are skillfully to put the leaven of new truth in the midst of the old beliefs. Let the Spirit of Truth do his own work. Let controversy come only when they who despise the truth force it upon you. But when the willful unbeliever attacks you, do not hesitate to stand in vigorous defense of the truth which has saved and sanctified you. 
И не забывайте: мы не делали прямых нападок на личности или на власть тех, кто сидит на месте Моисея; мы лишь предложили им новый свет, который они столь решительно отвергли. Наша критика выражалась только в разоблачении их духовного предательства тех самых истин, которым они якобы учат и которые они якобы охраняют. Мы пришли в столкновение с этими авторитетными лидерами и общепризнанными правителями только после того, как они преградили путь проповеди евангелия царства к сынам человеческим. Вот и сейчас не мы критикуем их, а они ищут нашей погибели. Не забывайте, что вам поручено проповедовать только благую весть. Не нужно атаковать прежние пути; вы должны умело класть закваску новой истины в самую гущу старых убеждений. Пусть Дух Истины делает свое дело. Пусть споры разгораются лишь тогда, когда презирающие истину навяжут их вам. Но когда своевольный неверующий нападает на вас, без колебаний становитесь на решительную защиту той истины, которая спасла и освятила вас.
[178:1.17] Throughout the vicissitudes of life, remember always to love one another. Do not strive with men, even with unbelievers. Show mercy even to those who despitefully abuse you. Show yourselves to be loyal citizens, upright artisans, praiseworthy neighbors, devoted kinsmen, understanding parents, and sincere believers in the brotherhood of the Father’s kingdom. And my spirit shall be upon you, now and even to the end of the world. 
В любых превратностях жизни, не забывайте всегда любить друг друга. Не ссорьтесь с людьми, даже с неверующими. Будьте милосердны даже к тем, кто презрительно оскорбляет вас. Будьте лояльными гражданами, честными работниками, достойными похвалы соседями, преданными родственниками, отзывчивыми родителями и искренними верующими в братство царства Отца. И мой дух пребудет с вами — отныне и до скончания века.

[178:1.18] When Jesus had concluded his teaching, it was almost one o’clock, and they immediately went back to the camp, where David and his associates had lunch ready for them.
Когда Иисус завершил свой урок, было уже около часа дня, и они сразу же вернулись в лагерь, где Давид и его товарищи ждали их с полуденной трапезой.

2. AFTER THE NOONTIME MEAL 

2. ПОСЛЕ ПОЛУДЕННОЙ ТРАПЕЗЫ

[178:2.1] Not many of the Master’s hearers were able to take in even a part of his forenoon address. Of all who heard him, the Greeks comprehended most. Even the eleven apostles were bewildered by his allusions to future political kingdoms and to successive generations of kingdom believers. Jesus’ most devoted followers could not reconcile the impending end of his earthly ministry with these references to an extended future of gospel activities. Some of these Jewish believers were beginning to sense that earth’s greatest tragedy was about to take place, but they could not reconcile such an impending disaster with either the Master’s cheerfully indifferent personal attitude or his forenoon discourse, wherein he repeatedly alluded to the future transactions of the heavenly kingdom, extending over vast stretches of time and embracing relations with many and successive temporal kingdoms on earth.
Мало кто из слушателей Учителя был способен хотя бы отчасти вникнуть в его утреннее обращение. Из всех присутствующих больше других поняли греки. Даже одиннадцать апостолов были озадачены этими намеками на грядущие политические царства и будущие поколения верующих. Самые преданные сторонники Иисуса не могли соотнести неминуемое окончание его земного служения со ссылками на продолжение евангелической деятельности в будущем. Некоторые из этих еврейских верующих начали ощущать приближение величайшей трагедии в истории земли, однако они не могли увязать эту надвигающуюся катастрофу ни с веселым и беззаботным личным отношением Учителя, ни с его утренним обращением, в котором он неоднократно ссылался на будущие дела небесного царства, охватывающие огромный отрезок времени и включающие отношения со многими последующими мирскими царствами на земле.
[178:2.2] By noon of this day all the apostles and disciples had learned about the hasty flight of Lazarus from Bethany. They began to sense the grim determination of the Jewish rulers to exterminate Jesus and his teachings. 
К полудню этого дня все апостолы и ученики узнали о спешном бегстве Лазаря из Вифании. Они начали понимать, что еврейские правители полны беспощадной решимости уничтожить Иисуса и его учения.
[178:2.3] David Zebedee, through the work of his secret agents in Jerusalem, was fully advised concerning the progress of the plan to arrest and kill Jesus. He knew all about the part of Judas in this plot, but he never disclosed this knowledge to the other apostles nor to any of the disciples. Shortly after lunch he did lead Jesus aside and, making bold, asked him whether he knew — but he never got further with his question. The Master, holding up his hand, stopped him, saying: «Yes, David, I know all about it, and I know that you know, but see to it that you tell no man. Only doubt not in your own heart that the will of God will prevail in the end.» 
Благодаря своим тайным агентам в Иерусалиме, Давид Зеведеев был полностью осведомлен о том, как продвигается план ареста и убийства Иисуса. Ему была хорошо известна та роль, которую играл в этом заговоре Иуда, но он не раскрывал этого другим апостолам или кому-либо из учеников. Вскоре после полуденной трапезы он все же отвел Иисуса в сторону и, собравшись с духом, спросил его, знает ли он, что…, но ему не удалось закончить свой вопрос. Взяв Давида за руку, Учитель прервал его словами: «Да, я все знаю, Давид, и я знаю, что ты знаешь, однако смотри, никому не говори об этом. Не сомневайся в своем собственном сердце, что в итоге воля Бога восторжествует».
[178:2.4] This conversation with David was interrupted by the arrival of a messenger from Philadelphia bringing word that Abner had heard of the plot to kill Jesus and asking if he should depart for Jerusalem. This runner hastened off for Philadelphia with this word for Abner: «Go on with your work. If I depart from you in the flesh, it is only that I may return in the spirit. I will not forsake you. I will be with you to the end.» 
Этот разговор с Давидом был прерван прибытием гонца из Филадельфии от Абнера, который сообщал, что узнал о заговоре с целью убийства Иисуса и спрашивает, не следует ли ему прибыть в Иерусалим. Гонец поспешил к Абнеру со следующим сообщением: «Продолжай свой труд. Если я покину тебя во плоти, то это будет только для того, чтобы я мог вернуться в духе. Я не оставлю тебя. Я буду с тобой до конца».
[178:2.5] About this time Philip came to the Master and asked: «Master, seeing that the time of the Passover draws near, where would you have us prepare to eat it?» And when Jesus heard Philip’s question, he answered: «Go and bring Peter and John, and I will give you directions concerning the supper we will eat together this night. As for the Passover, that you will have to consider after we have first done this.» 
Примерно в то же время Филипп явился к Учителю и спросил: «Учитель, близится Пасха; где бы ты хотел, чтобы мы приготовили пасхальную трапезу?» Услышав вопрос Филиппа, Иисус сказал: «Сходи за Петром и Иоанном, и я дам вам указания относительно нашего совместного ужина этой ночью. Что же касается Пасхи, то об этом вам придется подумать после того».
[178:2.6] When Judas heard the Master speaking with Philip about these matters, he drew closer that he might overhear their conversation. But David Zebedee, who was standing near, stepped up and engaged Judas in conversation while Philip, Peter, and John went to one side to talk with the Master. 
Когда Иуда услышал, что Учитель обсуждает с Филиппом эти вопросы, то подошел поближе, чтобы подслушать, о чем они говорят. Однако Давид Зеведеев, стоявший рядом, подошел к Иуде и отвлек его беседой, а Филипп, Петр и Иоанн отошли в сторону, чтобы поговорить с Учителем.
[178:2.7] Said Jesus to the three: «Go immediately into Jerusalem, and as you enter the gate, you will meet a man bearing a water pitcher. He will speak to you, and then shall you follow him. When he leads you to a certain house, go in after him and ask of the good man of that house, `Where is the guest chamber wherein the Master is to eat supper with his apostles?’ And when you have thus inquired, this householder will show you a large upper room all furnished and ready for us.» 
Иисус сказал троим апостолам: «Немедленно отправляйтесь в Иерусалим и когда будете входить в ворота, встретите человека, несущего кувшин с водой. Он заговорит с вами, и вы пойдете за ним. Когда он приведет вас в дом, войдите в него вместе с ним и спросите у доброго человека из этого дома: «Где комната для гостей, в которой Учитель собирается ужинать со своими апостолами?» И когда вы спросите об этом, хозяин поведет вас наверх и покажет большую верхнюю комнату, полностью обставленную и приготовленную для нас».
[178:2.8] When the apostles reached the city, they met the man with the water pitcher near the gate and followed on after him to the home of John Mark, where the lad’s father met them and showed them the upper room in readiness for the evening meal. 
Добравшись до города, апостолы встретили у ворот человека с кувшином, проследовали за ним, пока не пришли в дом Иоанна Марка, где отец юноши встретил их и показал им верхнюю комнату, приготовленную к вечерней трапезе.
[178:2.9] And all of this came to pass as the result of an understanding arrived at between the Master and John Mark during the afternoon of the preceding day when they were alone in the hills. Jesus wanted to be sure he would have this one last meal undisturbed with his apostles, and believing if Judas knew beforehand of their place of meeting he might arrange with his enemies to take him, he made this secret arrangement with John Mark. In this way Judas did not learn of their place of meeting until later on when he arrived there in company with Jesus and the other apostles. 
Все это стало возможным в результате договора между Учителем и Иоанном Марком днем ранее, когда они были одни в горах. Иисус хотел быть уверенным в том, что сможет спокойно разделить хотя бы эту последнюю трапезу с апостолами и полагая, что если Иуда узнает заранее о месте их встречи, то поможет врагам Иисуса схватить его, он обо всем тайно договорился с Иоанном Марком. Поэтому Иуда узнал о месте их встречи позднее, только когда прибыл сюда вместе с Иисусом и другими апостолами.
[178:2.10] David Zebedee had much business to transact with Judas so that he was easily prevented from following Peter, John, and Philip, as he so much desired to do. When Judas gave David a certain sum of money for provisions, David said to him: «Judas, might it not be well, under the circumstances, to provide me with a little money in advance of my actual needs?» And after Judas had reflected for a moment, he answered: «Yes, David, I think it would be wise. In fact, in view of the disturbed conditions in Jerusalem, I think it would be best for me to turn over all the money to you. They plot against the Master, and in case anything should happen to me, you would not be hampered.» 
Давиду Зеведееву предстояло обсудить с Иудой много вопросов, так что ему не составляло труда помешать Иуде увязаться за Петром, Иоанном и Филиппом, к чему тот так стремился. Когда Иуда передал Давиду некоторую сумму денег на питание, Давид сказал: «Иуда, не лучше ли будет, при нынешних обстоятельствах, если ты выдашь мне немного денег вперед?» Подумав, Иуда ответил: «Да, Давид, я думаю, что это будет разумно. Более того, ввиду неспокойного положения в Иерусалиме, я считаю, что было бы лучше всего передать все деньги тебе. Против Учителя готовится заговор и если что-нибудь случится со мной, вы не окажетесь в трудном положении».
[178:2.11] And so David received all the apostolic cash funds and receipts for all money on deposit. Not until the evening of the next day did the apostles learn of this transaction. 
Так Давид получил все апостольские наличные средства и расписки на все вложенные деньги. Апостолы узнали об этом только вечером следующего дня.

[178:2.12] It was about half past four o’clock when the three apostles returned and informed Jesus that everything was in readiness for the supper. The Master immediately prepared to lead his twelve apostles over the trail to the Bethany road and on into Jerusalem. And this was the last journey he ever made with all twelve of them.
Было около половины пятого, когда трое апостолов вернулись и сообщили Иисусу, что все готово для ужина. Учитель тут же приготовился вести своих двенадцать апостолов по тропе к дороге на Вифанию и далее в Иерусалим. В последний раз он вышел в путь вместе со всеми двенадцатью из них.

3. ON THE WAY TO THE SUPPER 

3. НА ПУТИ К ВЕЧЕРЕ

[178:3.1] Seeking again to avoid the crowds passing through the Kidron valley back and forth between Gethsemane Park and Jerusalem, Jesus and the twelve walked over the western brow of Mount Olivet to meet the road leading from Bethany down to the city. As they drew near the place where Jesus had tarried the previous evening to discourse on the destruction of Jerusalem, they unconsciously paused while they stood and looked down in silence upon the city. As they were a little early, and since Jesus did not wish to pass through the city until after sunset, he said to his associates:
Вновь стремясь избежать людских толп, проходивших через Кедронскую долину в обоих направлениях между Гефсиманским садом и Иерусалимом, Иисус и двенадцать прошли по западному склону Елеонской горы и вышли на дорогу, спускавшуюся из Вифании в город. Достигнув того места, где в предыдущий вечер Иисус задержался, чтобы рассказать им о разрушении Иерусалима, они невольно остановились, молча смотря на город. Так как они вышли чуть раньше времени и поскольку Иисус не хотел появляться в городе до захода солнца, то он сказал своим спутникам:

[178:3.2] «Sit down and rest yourselves while I talk with you about what must shortly come to pass. All these years have I lived with you as brethren, and I have taught you the truth concerning the kingdom of heaven and have revealed to you the mysteries thereof. And my Father has indeed done many wonderful works in connection with my mission on earth. You have been witnesses of all this and partakers in the experience of being laborers together with God. And you will bear me witness that I have for some time warned you that I must presently return to the work the Father has given me to do; I have plainly told you that I must leave you in the world to carry on the work of the kingdom. It was for this purpose that I set you apart, in the hills of Capernaum. The experience you have had with me, you must now make ready to share with others. As the Father sent me into this world, so am I about to send you forth to represent me and finish the work I have begun.
«Сядьте и передохните, пока я расскажу вам о том, что должно вскоре произойти. Все эти годы я жил с вами как с братьями; я учил вас истине о царстве небесном и раскрывал вам его тайны. И мой Отец в самом деле совершил много чудес в связи с моей миссией на земле. Все вы стали тому свидетелями; каждый из вас приобщился к опыту сотрудничества с Богом. И вы помните уже несколько моих предупреждений о том, что вскоре я должен вернуться к труду, порученному мне моим Отцом; я открыто заявлял вам, что должен оставить вас в этом мире для продолжения дела царства. Именно для этого я посвятил вас в горах Капернаума. Теперь вы должны быть готовы передать другим тот опыт, который вы обрели со мной. Так же как Отец отправил меня в этот мир, я собираюсь отправить вас в путь в качестве моих представителей для завершения начатого мною труда.
[178:3.3] «You look down on yonder city in sorrow, for you have heard my words telling of the end of Jerusalem. I have forewarned you lest you should perish in her destruction and so delay the proclamation of the gospel of the kingdom. Likewise do I warn you to take heed lest you needlessly expose yourselves to peril when they come to take the Son of Man. I must go, but you are to remain to witness to this gospel when I have gone, even as I directed that Lazarus flee from the wrath of man that he might live to make known the glory of God. If it is the Father’s will that I depart, nothing you may do can frustrate the divine plan. Take heed to yourselves lest they kill you also. Let your souls be valiant in defense of the gospel by spirit power but be not misled into any foolish attempt to defend the Son of Man. I need no defense by the hand of man; the armies of heaven are even now near at hand; but I am determined to do the will of my Father in heaven, and therefore must we submit to that which is so soon to come upon us. 
С печалью взираете вы на этот город, ибо помните мои слова о конце Иерусалима. Я предупредил вас для того, чтобы вместе с ним не погибли и вы, ибо это задержало бы возвещение евангелия царства. Таким же образом я предупреждаю вас быть осмотрительными и не подвергать себя бессмысленной опасности, когда придут за Сыном Человеческим. Я должен уйти, но вы должны остаться, чтобы когда меня не будет, свидетельствовать об этом евангелии, — так же как я велел Лазарю бежать от гнева человеческого для того, чтобы он мог жить и возвещать славу Бога. Если воля Отца состоит в том, чтобы я ушел, то никакие ваши действия не смогут помешать божественному плану. Будьте осторожны, иначе убьют и вас. Пусть ваши души доблестно защищают евангелие силой духа, однако не дайте втянуть себя в безрассудные попытки защитить Сына Человеческого. Я не нуждаюсь в людской защите; армии небесные и сейчас рядом со мной; но я решил исполнять волю моего небесного Отца, а поэтому мы должны подчиниться тому, что так скоро постигнет нас.
[178:3.4] «When you see this city destroyed, forget not that you have entered already upon the eternal life of endless service in the ever-advancing kingdom of heaven, even of the heaven of heavens. You should know that in my Father’s universe and in mine are many abodes, and that there awaits the children of light the revelation of cities whose builder is God and worlds whose habit of life is righteousness and joy in the truth. I have brought the kingdom of heaven to you here on earth, but I declare that all of you who by faith enter therein and remain therein by the living service of truth, shall surely ascend to the worlds on high and sit with me in the spirit kingdom of our Father. But first must you gird yourselves and complete the work which you have begun with me. You must first pass through much tribulation and endure many sorrows — and these trials are even now upon us — and when you have finished your work on earth, you shall come to my joy, even as I have finished my Father’s work on earth and am about to return to his embrace.» 
Когда вы увидите этот город разрушенным, не забывайте, что вы уже вступили в вечную жизнь бесконечного служения в постоянно прогрессирующем царстве небесном и даже в царстве небес небесных. Вы должны знать, что во вселенной моего Отца и в моей вселенной есть много обителей, где детей света ожидает откровение о возведенных Богом городах и миры, образ жизни которых — праведность и радость в истине. Я принес царство небесное к вам сюда на землю, но заявляю, что те из вас, которые через веру войдут в царство и останутся в нем через живое служение истине, обязательно взойдут к мирам небесным и воссядут вместе со мной в духовном царстве нашего Отца. Но прежде вы должны собраться с силами и завершить работу, начатую вместе со мной. Сначала вы должны пройти через многие страдания и претерпеть многие невзгоды — а эти испытания уже нависли над нами. Когда же вы завершите свой труд на земле, то к моей радости придете ко мне — так же как я завершил труд моего Отца на земле и готов вернуться в его объятия».
[178:3.5] When the Master had spoken, he arose, and they all followed him down Olivet and into the city. None of the apostles, save three, knew where they were going as they made their way along the narrow streets in the approaching darkness. The crowds jostled them, but no one recognized them nor knew that the Son of God was passing by on his way to the last mortal rendezvous with his chosen ambassadors of the kingdom. And neither did the apostles know that one of their own number had already entered into a conspiracy to betray the Master into the hands of his enemies. 
Закончив говорить, Учитель встал, и все они спустились вслед за ним по склону Елеонской горы в город. Никто из апостолов, кроме троих, не знал, куда они идут, пробираясь по узким улочкам в сгущавшейся темноте. Они проталкивались сквозь толпу, но никто не узнал их, как никто не ведал и того, что мимо проходит Сын Человеческий, идущий на последнюю в облике смертного встречу со своими избранными посланниками царства. Не знали апостолы и того, что один из них уже вступил в предательский заговор, собираясь выдать Учителя в руки его врагов.
[178:3.6] John Mark had followed them all the way into the city, and after they had entered the gate, he hurried on by another street so that he was waiting to welcome them to his father’s home when they arrived. 
Иоанн Марк следовал за ними до самого города, а после того, как они вошли в городские ворота, он быстро прошел по другой улице, так что когда они добрались до места, он уже ждал их, чтобы приветствовать в доме своего отца.