159 Странствие по Декаполису

(The Decapolis Tour)

 

[159:0.1] WHEN Jesus and the twelve arrived at Magadan Park, they found awaiting them a group of almost one hundred evangelists and disciples, including the women’s corps, and they were ready immediately to begin the teaching and preaching tour of the cities of the Decapolis.
КОГДА Иисус и двенадцать прибыли в Магаданский парк, то обнаружили, что их дожидается группа из почти ста евангелистов и учеников, включая и женский корпус, которые были готовы сразу же отправиться в путь — учить и проповедовать в городах Декаполиса.
[159:0.2] On this Thursday morning, August 18, the Master called his followers together and directed that each of the apostles should associate himself with one of the twelve evangelists, and that with others of the evangelists they should go out in twelve groups to labor in the cities and villages of the Decapolis. The women’s corps and others of the disciples he directed to remain with him. Jesus allotted four weeks to this tour, instructing his followers to return to Magadan not later than Friday, September 16. He promised to visit them often during this time. In the course of this month these twelve groups labored in Gerasa, Gamala, Hippos, Zaphon, Gadara, Abila, Edrei, Philadelphia, Heshbon, Dium, Scythopolis, and many other cities. Throughout this tour no miracles of healing or other extraordinary events occurred.
Этим утром, в четверг, 18 августа, Учитель созвал своих последователей и велел каждому апостолу взять себе в напарники одного из двенадцати евангелистов и вместе с остальными евангелистами отправиться двенадцатью группами в города и села Декаполиса. Он распорядился, чтобы женский корпус и остальные ученики оставались с ним. Иисус выделил на это странствие четыре недели, наказав своим последователям вернуться в Магадан не позднее пятницы, 16 сентября. Он пообещал, что будет часто навещать их. На протяжении этого месяца двенадцать групп трудились в Герасе, Гамале, Гиппосе, Зафоне, Гадаре, Абиле, Едрее, Филадельфии, Хешбоне, Диуме, Скифополе и многих других городах. В течение этого странствия не произошло ни чудесных исцелений, ни других сверхъестественных событий.

1. THE SERMON ON FORGIVENESS

1. ПРОПОВЕДЬ О ПРОЩЕНИИ

[159:1.1] One evening at Hippos, in answer to a disciple’s question, Jesus taught the lesson on forgiveness. Said the Master:
Однажды вечером, в Гиппосе, отвечая на вопрос ученика, Иисус посвятил свой урок теме прощения. Учитель сказал:

[159:1.2] «If a kindhearted man has a hundred sheep and one of them goes astray, does he not immediately leave the ninety and nine and go out in search of the one that has gone astray? And if he is a good shepherd, will he not keep up his quest for the lost sheep until he finds it? And then, when the shepherd has found his lost sheep, he lays it over his shoulder and, going home rejoicing, calls to his friends and neighbors, `Rejoice with me, for I have found my sheep that was lost.’ I declare that there is more joy in heaven over one sinner who repents than over ninety and nine righteous persons who need no repentance. Even so, it is not the will of my Father in heaven that one of these little ones should go astray, much less that they should perish. In your religion God may receive repentant sinners; in the gospel of the kingdom the Father goes forth to find them even before they have seriously thought of repentance.
«Если у доброго человека есть сто овец и одна из них отбилась от стада, разве не оставит он девяносто девять и не пойдет искать заблудшую? И если он добрый пастырь, разве не будет он продолжать поиски пропавшей овцы, пока не найдет ее? Когда же пастух находит свою овцу, то берет ее на плечи и, ликуя, возвращается домой, где созывает своих друзей и соседей: „Порадуйтесь со мной, ибо я нашел мою пропавшую овцу». Заявляю вам, что на небесах больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не нуждающихся в покаянии. Тем не менее, воля моего Отца не в том, чтобы хотя бы один из его малых детей заблудился и тем более не в том, чтобы кто-либо погиб. В вашей религии Бог может принимать кающихся грешников; в евангелии же царства Отец отправляется их искать еще до того, как они всерьез задумаются о покаянии.
[159:1.3] «The Father in heaven loves his children, and therefore should you learn to love one another; the Father in heaven forgives you your sins; therefore should you learn to forgive one another. If your brother sins against you, go to him and with tact and patience show him his fault. And do all this between you and him alone. If he will listen to you, then have you won your brother. But if your brother will not hear you, if he persists in the error of his way, go again to him, taking with you one or two mutual friends that you may thus have two or even three witnesses to confirm your testimony and establish the fact that you have dealt justly and mercifully with your offending brother. Now if he refuses to hear your brethren, you may tell the whole story to the congregation, and then, if he refuses to hear the brotherhood, let them take such action as they deem wise; let such an unruly member become an outcast from the kingdom. While you cannot pretend to sit in judgment on the souls of your fellows, and while you may not forgive sins or otherwise presume to usurp the prerogatives of the supervisors of the heavenly hosts, at the same time, it has been committed to your hands that you should maintain temporal order in the kingdom on earth. While you may not meddle with the divine decrees concerning eternal life, you shall determine the issues of conduct as they concern the temporal welfare of the brotherhood on earth. And so, in all these matters connected with the discipline of the brotherhood, whatsoever you shall decree on earth, shall be recognized in heaven. Although you cannot determine the eternal fate of the individual, you may legislate regarding the conduct of the group, for, where two or three of you agree concerning any of these things and ask of me, it shall be done for you if your petition is not inconsistent with the will of my Father in heaven. And all this is ever true, for, where two or three believers are gathered together, there am I in the midst of them.»
Отец небесный любит своих детей, поэтому и вы должны научиться любить друг друга; Отец небесный прощает вам ваши грехи, поэтому и вы должны научиться прощать друг друга. Если твой брат грешит против тебя, то пойди к нему и тактично, терпеливо объясни, в чем его проступок. И сделай все это наедине с ним. Если он послушает тебя, ты обрел своего брата. Однако если твой брат не захочет слушать тебя, если будет продолжать упорствовать в своем заблуждении, то снова пойди к нему, взяв с собой одного или двух общих друзей, так чтобы у тебя было двое или даже трое свидетелей, которые могли бы подтвердить твое заявление и убедиться в том, что ты был справедлив и милосерден к своему заблудшему брату. Если же он не пожелает слушать твоих братьев, то ты можешь рассказать обо всем собранию и затем, если он откажется слушать братство, пусть они сделают то, что сочтут разумным; пусть такой непокорный собрат станет изгоем. Вам не дано судить души своих собратьев, прощать грехи или пытаться присваивать себе права небесных наблюдателей, но вам доверено поддержание мирского порядка в царстве земном. Вам не дано вмешиваться в божественные установления, затрагивающие вечную жизнь, но вы должны определять принципы поведения в отношении мирского благополучия братства на земле. Поэтому во всем, что касается порядка в братстве, что бы вы ни решили на земле, то будет признано на небе. Вам не дано определять судьбу отдельного человека в вечности, но вы можете принимать законы относительно поведения группы, ибо где двое или трое из вас придут к согласию относительно любого из этих вопросов и попросят у меня, то это будет сделано для вас, если такое прошение не будет противоречить воле моего небесного Отца. И все это будет истинным во веки веков, ибо там, где двое или трое верующих собираются вместе, там и я среди них». 

[159:1.4] Simon Peter was the apostle in charge of the workers at Hippos, and when he heard Jesus thus speak, he asked: «Lord, how often shall my brother sin against me, and I forgive him? Until seven times?» And Jesus answered Peter: «Not only seven times but even to seventy times and seven. Therefore may the kingdom of heaven be likened to a certain king who ordered a financial reckoning with his stewards. And when they had begun to conduct this examination of accounts, one of his chief retainers was brought before him confessing that he owed his king ten thousand talents. Now this officer of the king’s court pleaded that hard times had come upon him, and that he did not have wherewith to pay this obligation. And so the king commanded that his property be confiscated, and that his children be sold to pay his debt. When this chief steward heard this stern decree, he fell down on his face before the king and implored him to have mercy and grant him more time, saying, `Lord, have a little more patience with me, and I will pay you all.’ And when the king looked upon this negligent servant and his family, he was moved with compassion. He ordered that he should be released, and that the loan should be wholly forgiven.
Симон Петр руководил тружениками в Гиппосе и услышав эти слова Иисуса, спросил: «Господи, сколько раз мне прощать согрешившему против меня брату? До семи ли раз?» Иисус ответил Петру: «Не только до семи, но до семидесяти семи раз. Царство небесное можно уподобить царю, повелевшему своим слугам возвратить ему долги. И когда стали проводить проверку счетов, то привели к нему одного из первых слуг, который признался, что задолжал царю десять тысяч талантов. Оправдываясь тяжелыми временами, царский придворный сказал, что ему нечем заплатить свой долг. Тогда царь приказал конфисковать всю его собственность и продать его детей, чтобы тот смог рассчитаться. Услышав жестокий приказ царя, старший слуга пал перед ним ниц и взмолился, чтобы царь смилостивился над ним и дал ему больше времени, говоря: „Господин, потерпи немного и я расплачусь с тобой». И когда царь взглянул на этого нерадивого слугу и его семью, то сжалился над ним, приказал отпустить его и простил ему весь долг.
[159:1.5] «And this chief steward, having thus received mercy and forgiveness at the hands of the king, went about his business, and finding one of his subordinate stewards who owed him a mere hundred denarii, he laid hold upon him and, taking him by the throat, said, `Pay me all you owe.’ And then did this fellow steward fall down before the chief steward and, beseeching him, said: `Only have patience with me, and I will presently be able to pay you.’ But the chief steward would not show mercy to his fellow steward but rather had him cast in prison until he should pay his debt. When his fellow servants saw what had happened, they were so distressed that they went and told their lord and master, the king. When the king heard of the doings of his chief steward, he called this ungrateful and unforgiving man before him and said: `You are a wicked and unworthy steward. When you sought for compassion, I freely forgave you your entire debt. Why did you not also show mercy to your fellow steward, even as I showed mercy to you?’ And the king was so very angry that he delivered his ungrateful chief steward to the jailers that they might hold him until he had paid all that was due. And even so shall my heavenly Father show the more abundant mercy to those who freely show mercy to their fellows. How can you come to God asking consideration for your shortcomings when you are wont to chastise your brethren for being guilty of these same human frailties? I say to all of you: Freely you have received the good things of the kingdom; therefore freely give to your fellows on earth.»
Получивший милость и прощение старший слуга вернулся к своим делам и найдя одного из своих подчиненных, который был должен ему всего лишь сто динариев, схватил его и взяв за горло, сказал: „Заплати все, что ты мне должен». Тогда этот младший слуга пал к его ногам и, взмолившись, сказал: „Потерпи и вскоре я уплачу тебе сполна». Но вместо милосердия, старший слуга велел бросить его в тюрьму и держать там до выплаты долга. Когда другие слуги увидели это, то так огорчились, что пошли и рассказали обо всем своему господину и повелителю царю. Узнав о поступке своего старшего слуги, царь призвал к себе этого неблагодарного и злопамятного человека и сказал: „Подлый и негодный раб! Когда ты искал сочувствия, я великодушно простил тебе весь долг. Почему же ты не помиловал своего собрата так же, как я помиловал тебя?» В гневе царь отдал неблагодарного старшего слугу тюремщикам, чтобы те держали его до выплаты долга. Так и милосердие Отца моего небесного будет более щедрым к тем, кто великодушно проявляет милосердие к своим собратьям. Как можете вы приходить к Богу, прося о снисхождении к вашим недостаткам, когда сами готовы наказывать своих братьев за то, что они повинны в тех же человеческих слабостях? Я говорю вам: даром получили вы блага царства, даром давайте своим братьям на земле». 

[159:1.6] Thus did Jesus teach the dangers and illustrate the unfairness of sitting in personal judgment upon one’s fellows. Discipline must be maintained, justice must be administered, but in all these matters the wisdom of the brotherhood should prevail. Jesus invested legislative and judicial authority in the group, not in the individual. Even this investment of authority in the group must not be exercised as personal authority. There is always danger that the verdict of an individual may be warped by prejudice or distorted by passion. Group judgment is more likely to remove the dangers and eliminate the unfairness of personal bias. Jesus sought always to minimize the elements of unfairness, retaliation, and vengeance.
Так Иисус разъяснил опасности и показал несправедливость личного суда над своими собратьями. Необходимо поддерживать дисциплину и вершить правосудие, однако во всем должна преобладать мудрость братства. Иисус наделял законодательной и юридической властью группу, но не отдельного человека. Но и власть в группе не должна становиться инструментом личной власти. Всегда есть опасность, что вердикт отдельного человека может быть извращен предубеждением или искажен страстью. Групповое же суждение может с большей вероятностью исключить опасности и устранить несправедливость личной предвзятости. Иисус всегда стремился свести к минимуму элементы несправедливости, возмездия и мести.
[159:1.7] [The use of the term seventy-seven as an illustration of mercy and forbearance was derived from the Scriptures referring to Lamech’s exultation because of the metal weapons of his son Tubal-Cain, who, comparing these superior instruments with those of his enemies, exclaimed: «If Cain, with no weapon in his hand, was avenged seven times, I shall now be avenged seventy-seven.»]
[Выражение «семьдесят семь», использованное в качестве примера милосердия и снисходительности, было взято из Писаний; имеется в виду торжествующий возглас Ламеха, увидевшего железное оружие своего сына Тувал-Каина: сравнив это более совершенное оружие с оружием своих врагов, Ламех воскликнул: «Если за безоружного Каина отмстилось семь раз, то за меня теперь отмстится семьдесят семь раз».]

2. THE STRANGE PREACHER

2. НЕЗНАКОМЫЙ ПРОПОВЕДНИК

[159:2.1] Jesus went over to Gamala to visit John and those who worked with him at that place. That evening, after the session of questions and answers, John said to Jesus: «Master, yesterday I went over to Ashtaroth to see a man who was teaching in your name and even claiming to be able to cast out devils. Now this fellow had never been with us, neither does he follow after us; therefore I forbade him to do such things.» Then said Jesus: «Forbid him not. Do you not perceive that this gospel of the kingdom shall presently be proclaimed in all the world? How can you expect that all who will believe the gospel shall be subject to your direction? Rejoice that already our teaching has begun to manifest itself beyond the bounds of our personal influence. Do you not see, John, that those who profess to do great works in my name must eventually support our cause? They certainly will not be quick to speak evil of me. My son, in matters of this sort it would be better for you to reckon that he who is not against us is for us. In the generations to come many who are not wholly worthy will do many strange things in my name, but I will not forbid them. I tell you that, even when a cup of cold water is given to a thirsty soul, the Father’s messengers shall ever make record of such a service of love.»
Иисус отправился в Гамалу для встречи с Иоанном и с теми, кто там трудился вместе с ним. В тот вечер, после сессии вопросов и ответов Иоанн сказал ему: «Учитель, вчера я ходил в Аштароф, чтобы повидать человека, который учит твоим именем и даже утверждает, что способен изгонять бесов. Этот человек никогда не бывал с нами и не следует за нами; поэтому я запретил ему заниматься этим». Тогда Иисус сказал: «Не запрещай ему. Разве ты не понимаешь, что евангелие царства вскоре будет возвещаться по всему миру? Не думаешь же ты, что все верующие в евангелие будут подчиняться твоему руководству? Радуйся, что это учение уже вышло за пределы нашего личного влияния. Разве ты не видишь, Иоанн, — те, кто открыто заявляют, что совершают великие дела моим именем, в конечном счете должны поддерживать наше дело? Вряд ли они поспешат злословить обо мне. Сын мой, в таких делах тебе было бы лучше считать, что тот, кто не против нас, тот за нас. В грядущих поколениях многие не слишком достойные люди совершат моим именем множество странных дел, но я не запрещу им. Я говорю тебе, что если жаждущей душе дают хотя бы чашу холодной воды, вестники Отца всегда отмечают такое служение любви».
[159:2.2] This instruction greatly perplexed John. Had he not heard the Master say, «He who is not with me is against me»? And he did not perceive that in this case Jesus was referring to man’s personal relation to the spiritual teachings of the kingdom, while in the other case reference was made to the outward and far-flung social relations of believers regarding the questions of administrative control and the jurisdiction of one group of believers over the work of other groups which would eventually compose the forthcoming world-wide brotherhood.
Этот наказ сильно озадачил Иоанна. Разве он не слышал, как Учитель сказал: «Кто не со мной, тот против меня?» И он не понял, что в данном случае Иисус имел в виду личную связь человека с духовными учениями царства, в то время как в предыдущем случае он говорил о внешних и широких социальных связях верующих, о вопросах административного контроля и управления одной группой верующих трудом других групп, которые в итоге и составят грядущее всемирное братство.
[159:2.3] But John oftentimes recounted this experience in connection with his subsequent labors in behalf of the kingdom. Nevertheless, many times did the apostles take offense at those who made bold to teach in the Master’s name. To them it always seemed inappropriate that those who had never sat at Jesus’ feet should dare to teach in his name.
Однако Иоанн часто вспоминал этот случай в связи со своими последующими трудами во имя царства. И все же апостолов нередко оскорбляло, когда кто-то позволял себе учить именем Иисуса. Им всегда казалось, что ни разу не сидевшие у ног Иисуса, не достойны учить его именем.
[159:2.4] This man whom John forbade to teach and work in Jesus’ name did not heed the apostle’s injunction. He went right on with his efforts and raised up a considerable company of believers at Kanata before going on into Mesopotamia. This man, Aden, had been led to believe in Jesus through the testimony of the demented man whom Jesus healed near Kheresa, and who so confidently believed that the supposed evil spirits which the Master cast out of him entered the herd of swine and rushed them headlong over the cliff to their destruction.
Человек, которому Иоанн запретил учить и трудиться во имя Иисуса, не послушал наказ апостола. Он продолжал свои труды и перед тем как идти в Месопотамию, собрал в Канате довольно большую группу верующих. Этот человек, Аден, уверовал в Иисуса после рассказа умалишенного, исцеленного Иисусом около Хересы и твердо поверившего в то, что мнимые злые духи, изгнанные из него Учителем, вошли в стадо свиней и уничтожили их, сбросив с обрыва.

3. INSTRUCTION FOR TEACHERS AND BELIEVERS

3. НАСТАВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯМ И ВЕРУЮЩИМ

[159:3.1] At Edrei, where Thomas and his associates labored, Jesus spent a day and a night and, in the course of the evening’s discussion, gave expression to the principles which should guide those who preach truth, and which should activate all who teach the gospel of the kingdom. Summarized and restated in modern phraseology, Jesus taught:
В Едрее, где трудились Фома и его сподвижники, Иисус провел день и ночь и в ходе вечерних обсуждений сформулировал направляющие принципы для проповедников истины, которые должны вдохновлять всех учителей евангелия царства. В обобщенном изложении на современном языке, Иисус учил следующему:

[159:3.2] Always respect the personality of man. Never should a righteous cause be promoted by force; spiritual victories can be won only by spiritual power. This injunction against the employment of material influences refers to psychic force as well as to physical force. Overpowering arguments and mental superiority are not to be employed to coerce men and women into the kingdom. Man’s mind is not to be crushed by the mere weight of logic or overawed by shrewd eloquence. While emotion as a factor in human decisions cannot be wholly eliminated, it should not be directly appealed to in the teachings of those who would advance the cause of the kingdom. Make your appeals directly to the divine spirit that dwells within the minds of men. Do not appeal to fear, pity, or mere sentiment. In appealing to men, be fair; exercise self-control and exhibit due restraint; show proper respect for the personalities of your pupils. Remember that I have said: «Behold, I stand at the door and knock, and if any man will open, I will come in.»
Всегда уважайте личность человека. Праведное дело никогда нельзя продвигать силой; духовные победы можно одержать только духовным воздействием. Запрет использования материальных влияний касается как психической, так и физической силы. Подавляющие аргументы и интеллектуальное превосходство не должны использоваться для принуждения мужчин и женщин к вступлению в царство. Не следует подавлять человеческий разум всего лишь силой логических доводов или ослеплять изощренным красноречием. Невозможно полностью исключить эмоции как фактор в принятии людьми решений, однако учителям царства не следует прямо взывать к эмоциям в своих учениях. Обращайтесь непосредственно к божественному духу, пребывающему в разуме людей. Не взывайте к страху, жалости или простым чувствам. Обращаясь к людям, будьте честны; проявляйте самообладание и надлежащую сдержанность; с должным уважением относитесь к личностям своих учеников. Помните мои слова: «Смотри, я стою у двери и стучу, и если кто отворит, войду».
[159:3.3] In bringing men into the kingdom, do not lessen or destroy their self-respect. While overmuch self-respect may destroy proper humility and end in pride, conceit, and arrogance, the loss of self-respect often ends in paralysis of the will. It is the purpose of this gospel to restore self-respect to those who have lost it and to restrain it in those who have it. Make not the mistake of only condemning the wrongs in the lives of your pupils; remember also to accord generous recognition for the most praiseworthy things in their lives. Forget not that I will stop at nothing to restore self-respect to those who have lost it, and who really desire to regain it.
Ведя людей в царство, не подавляйте их и не лишайте самоуважения. В то время как чрезмерное самоуважение может разрушить должное смирение и привести к гордыне, самодовольству и высокомерию, утрата самоуважения часто ведет к параличу воли. Задача этого евангелия — восстановить самоуважение у тех, кто его утратил, и обуздать у тех, у кого оно есть. Не делайте ошибки, занимаясь одним только осуждением жизненных промахов своих учеников; помните также о щедром одобрении наиболее похвального в их жизни. Не забывайте, что я не остановлюсь ни перед чем, чтобы вернуть самоуважение тем, кто его потерял и желает обрести его вновь. 
[159:3.4] Take care that you do not wound the self-respect of timid and fearful souls. Do not indulge in sarcasm at the expense of my simple-minded brethren. Be not cynical with my fear-ridden children. Idleness is destructive of self-respect; therefore, admonish your brethren ever to keep busy at their chosen tasks, and put forth every effort to secure work for those who find themselves without employment.
Будьте внимательны к тому, чтобы не задевать самоуважения робких и боязливых душ. Не допускайте сарказма в адрес моих простодушных братьев. Не будьте циничны с моими охваченными страхом детьми. Праздность губительна для самоуважения; поэтому призывайте своих собратьев всегда быть деятельными в избранных ими занятиях и не жалейте сил для обеспечения работой тех, кто оказался не при деле. 
[159:3.5] Never be guilty of such unworthy tactics as endeavoring to frighten men and women into the kingdom. A loving father does not frighten his children into yielding obedience to his just requirements.
Никогда не прибегайте к таким недостойным приемам, как запугивание мужчин и женщин для вхождения в царство. Любящий отец не пугает детей, заставляя их подчиняться своим справедливым требованиям. 
[159:3.6] Sometime the children of the kingdom will realize that strong feelings of emotion are not equivalent to the leadings of the divine spirit. To be strongly and strangely impressed to do something or to go to a certain place, does not necessarily mean that such impulses are the leadings of the indwelling spirit.
Когда-нибудь дети царства поймут, что сильные эмоции не равнозначны водительству божественного духа. Явное и необычное побуждение что-либо сделать или отправиться в определенное место не обязательно означают, что такие порывы являются водительством внутреннего духа.
[159:3.7] Forewarn all believers regarding the fringe of conflict which must be traversed by all who pass from the life as it is lived in the flesh to the higher life as it is lived in the spirit. To those who live quite wholly within either realm, there is little conflict or confusion, but all are doomed to experience more or less uncertainty during the times of transition between the two levels of living. In entering the kingdom, you cannot escape its responsibilities or avoid its obligations, but remember: The gospel yoke is easy and the burden of truth is light.
Предупреждайте всех верующих о пограничной полосе противоречий, которую необходимо пройти при переходе от жизни, проживаемой во плоти, к более высокой жизни, проживаемой в духе. Живущие в пределах любого из этих уровней, в значительной мере избавлены от конфликтов и смятения, однако всем людям суждено испытать большую или меньшую неопределенность при переходе с одного уровня жизни на другой. Вступая в царство, вы не можете избежать связанной с ним ответственности или уклониться от налагаемых им обязательств, но помните: ярмо евангелия легко, и бремя истины не тяжко.
[159:3.8] The world is filled with hungry souls who famish in the very presence of the bread of life; men die searching for the very God who lives within them. Men seek for the treasures of the kingdom with yearning hearts and weary feet when they are all within the immediate grasp of living faith. Faith is to religion what sails are to a ship; it is an addition of power, not an added burden of life. There is but one struggle for those who enter the kingdom, and that is to fight the good fight of faith. The believer has only one battle, and that is against doubt — unbelief.
Мир полон жаждущих душ, голодающих в самом присутствии хлеба жизни; люди умирают в поисках того самого Бога, который живет в них самих. С томлением в сердцах и тяжестью в ногах ищут они сокровища царства, когда все они находятся в пределах досягаемости живой веры. Вера для религии —  что паруса для корабля; прибавляя сил, она не отягощает бремя жизни. Вступающим в царство предстоит только одна борьба — благотворная борьба веры. Верующий ведет только одно сражение — битву с сомнением, с неверием.
[159:3.9] In preaching the gospel of the kingdom, you are simply teaching friendship with God. And this fellowship will appeal alike to men and women in that both will find that which most truly satisfies their characteristic longings and ideals. Tell my children that I am not only tender of their feelings and patient with their frailties, but that I am also ruthless with sin and intolerant of iniquity. I am indeed meek and humble in the presence of my Father, but I am equally and relentlessly inexorable where there is deliberate evildoing and sinful rebellion against the will of my Father in heaven.
Проповедуя евангелие царства, вы просто учите дружбе с Богом. И это братство будет привлекать как мужчин, так и женщин, ибо и те, и другие найдут в нем то, что наиболее полно отвечает их типичным устремлениям и идеалам. Говорите моим детям, что я не только нежен к их чувствам и терпим к слабостям, но и что я также беспощаден к греху и нетерпим к пороку. Я действительно кроток и смирен в присутствии моего Отца, но я столь же безжалостен и неумолим там, где намеренно вершится зло и греховное восстание против воли моего небесного Отца.
[159:3.10] You shall not portray your teacher as a man of sorrows. Future generations shall know also the radiance of our joy, the buoyance of our good will, and the inspiration of our good humor. We proclaim a message of good news which is infectious in its transforming power. Our religion is throbbing with new life and new meanings. Those who accept this teaching are filled with joy and in their hearts are constrained to rejoice evermore. Increasing happiness is always the experience of all who are certain about God.
Не изображайте своего учителя скорбящим. Будущие поколения узнают лучезарность нашей радости, жизнелюбие нашей доброй воли и воодушевление нашего доброго юмора. Мы провозглашаем благую весть, которая заражает своей преобразующей силой. Наша религия пульсирует новой жизнью и новыми смыслами. Принимающие это учение наполняются радостью и в своих сердцах ощущают потребность радоваться вечно. Все большее ощущение счастья — вот опыт всех уверенных в Боге.
[159:3.11] Teach all believers to avoid leaning upon the insecure props of false sympathy. You cannot develop strong characters out of the indulgence of self-pity; honestly endeavor to avoid the deceptive influence of mere fellowship in misery. Extend sympathy to the brave and courageous while you withhold overmuch pity from those cowardly souls who only halfheartedly stand up before the trials of living. Offer not consolation to those who lie down before their troubles without a struggle. Sympathize not with your fellows merely that they may sympathize with you in return.
Учите всех верующих не опираться на хрупкие опоры ложного сочувствия. Невозможно развивать сильный характер, жалея самого себя; честно стремитесь избегать обманчивого воздействия одной лишь взаимной помощи в несчастье. Предлагайте сочувствие мужественным и отважным, воздерживаясь от чрезмерной жалости к тем трусливым душам, которые вяло сопротивляются жизненным испытаниям. Не предлагайте утешения тем, кто уступает трудностям без борьбы. Не сочувствуйте своим собратьям только для того, чтобы они могли посочувствовать вам в ответ. 
[159:3.12] When my children once become self-conscious of the assurance of the divine presence, such a faith will expand the mind, ennoble the soul, reinforce the personality, augment the happiness, deepen the spirit perception, and enhance the power to love and be loved.
Когда однажды мои дети обретут уверенность в божественном присутствии, то такая вера расширит разум, облагородит душу, укрепит личность, приумножит счастье, углубит духовное восприятие и усилит способность любить и быть любимым. 
[159:3.13] Teach all believers that those who enter the kingdom are not thereby rendered immune to the accidents of time or to the ordinary catastrophes of nature. Believing the gospel will not prevent getting into trouble, but it will insure that you shall be unafraid when trouble does overtake you. If you dare to believe in me and wholeheartedly proceed to follow after me, you shall most certainly by so doing enter upon the sure pathway to trouble. I do not promise to deliver you from the waters of adversity, but I do promise to go with you through all of them.
Учите всех верующих, что вступающие в царство не освобождаются тем самым от происшествий времени или обычных природных катастроф. Вера в евангелие не может отвратить беду, но она позволяет вам не бояться, когда беда действительно настигает вас. Если вы имеете смелость верить в меня и беззаветно идти за мной, то тем самым вы неотвратимо встаете на тернистый путь. Я не обещаю избавить вас от потока несчастий, но обещаю пройти через него вместе с вами. 

[159:3.14] And much more did Jesus teach this group of believers before they made ready for the night’s sleep. And they who heard these sayings treasured them in their hearts and did often recite them for the edification of the apostles and disciples who were not present when they were spoken.
И многому другому научил Иисус эту группу верующих, прежде чем они отправились на покой. Те, кто слышал эти слова, хранили их в своих сердцах и часто приводили их в назидание апостолам и ученикам, которым не довелось их услышать.

4. THE TALK WITH NATHANIEL

4. РАЗГОВОР С НАФАНАИЛОМ

[159:4.1] And then went Jesus over to Abila, where Nathaniel and his associates labored. Nathaniel was much bothered by some of Jesus’ pronouncements which seemed to detract from the authority of the recognized Hebrew scriptures. Accordingly, on this night, after the usual period of questions and answers, Nathaniel took Jesus away from the others and asked: «Master, could you trust me to know the truth about the Scriptures? I observe that you teach us only a portion of the sacred writings — the best as I view it — and I infer that you reject the teachings of the rabbis to the effect that the words of the law are the very words of God, having been with God in heaven even before the times of Abraham and Moses. What is the truth about the Scriptures?» When Jesus heard the question of his bewildered apostle, he answered:
Затем Иисус отправился в Абилу, где трудились Нафанаил и его товарищи. Нафанаила очень беспокоили некоторые высказывания Иисуса, которые, казалось, умаляли авторитет общепризнанных еврейских писаний. Поэтому в тот вечер, после обычного часа вопросов и ответов, Нафанаил отвел Иисуса в сторону и спросил: «Учитель, можешь ли ты доверить мне истину о Писаниях? Я замечаю, что в своих учениях ты используешь только часть священных писаний — лучшую часть, на мой взгляд, — и полагаю, что ты отвергаешь учения раввинов о том, что слова закона — это слова самого Бога, бывшие у Бога на небесах еще до Авраама и Моисея. В чем заключается истина о Писаниях?» Услышав этот вопрос своего обескураженного апостола, Иисус ответил:
[159:4.2] «Nathaniel, you have rightly judged; I do not regard the Scriptures as do the rabbis. I will talk with you about this matter on condition that you do not relate these things to your brethren, who are not all prepared to receive this teaching. The words of the law of Moses and the teachings of the Scriptures were not in existence before Abraham. Only in recent times have the Scriptures been gathered together as we now have them. While they contain the best of the higher thoughts and longings of the Jewish people, they also contain much that is far from being representative of the character and teachings of the Father in heaven; wherefore must I choose from among the better teachings those truths which are to be gleaned for the gospel of the kingdom.
«Нафанаил, ты сделал правильный вывод; я отношусь к писаниям не так, как раввины. Я поговорю с тобой об этом при условии, что ты не станешь передавать наш разговор своим братьям, ибо не все из них готовы принять это учение. Слова закона Моисея, а также учения Писаний, не существовали до Авраама. Лишь в недавние времена Писания были собраны в том виде, в каком они известны нам сейчас. Наряду с лучшими из наиболее возвышенных помыслов и устремлений еврейского народа, они содержат многое, что никак не отражает характер и учения небесного Отца; поэтому я вынужден собирать по крупицам из лучших учений те истины, которые надлежит использовать в евангелии царства.
[159:4.3] «These writings are the work of men, some of them holy men, others not so holy. The teachings of these books represent the views and extent of enlightenment of the times in which they had their origin. As a revelation of truth, the last are more dependable than the first. The Scriptures are faulty and altogether human in origin, but mistake not, they do constitute the best collection of religious wisdom and spiritual truth to be found in all the world at this time.
Эти писания — дело рук людей, некоторые из которых были людьми святыми, другие — не слишком святыми. Учения этих книг отражают воззрения и уровень просвещенности тех времен, когда они появились на свет. Как откровение истины, последние из них более надежны, чем первые. Писания содержат ошибки и в основном происходят от людей, но не сомневайся: на сегодняшний день они образуют лучшее в мире собрание религиозной мудрости и духовной истины.
[159:4.4] «Many of these books were not written by the persons whose names they bear, but that in no way detracts from the value of the truths which they contain. If the story of Jonah should not be a fact, even if Jonah had never lived, still would the profound truth of this narrative, the love of God for Nineveh and the so-called heathen, be none the less precious in the eyes of all those who love their fellow men. The Scriptures are sacred because they present the thoughts and acts of men who were searching for God, and who in these writings left on record their highest concepts of righteousness, truth, and holiness. The Scriptures contain much that is true, very much, but in the light of your present teaching, you know that these writings also contain much that is misrepresentative of the Father in heaven, the loving God I have come to reveal to all the worlds.
Многие из этих книг были написаны не теми людьми, чьи имена они носят, но это ни в коей мере не уменьшает ценности содержащихся в них истин. Если бы рассказ об Ионе не был фактом и даже если бы Иона был вымышленным лицом, глубокая истина этого повествования — любовь Бога к Ниневии и так называемым язычникам — не потеряла бы своей ценности в глазах всех тех, кто любит своих собратьев. Писания священны, потому что отражают мысли и деяния людей, искавших Бога и раскрывавших в этих книгах свои высочайшие представления о праведности, истине и святости. Писания содержат много, очень много истинного, однако в свете доступного теперь тебе учения ты знаешь, что многое в них дает неверное представление о небесном Отце — любящем Боге, которого я пришел раскрыть всем мирам.
[159:4.5] «Nathaniel, never permit yourself for one moment to believe the Scripture records which tell you that the God of love directed your forefathers to go forth in battle to slay all their enemies — men, women, and children. Such records are the words of men, not very holy men, and they are not the word of God. The Scriptures always have, and always will, reflect the intellectual, moral, and spiritual status of those who create them. Have you not noted that the concepts of Yahweh grow in beauty and glory as the prophets make their records from Samuel to Isaiah? And you should remember that the Scriptures are intended for religious instruction and spiritual guidance. They are not the works of either historians or philosophers.
Нафанаил, никогда, ни на мгновение не позволяй себе верить тем местам из Писаний, где говорится, что Бог любви послал твоих предков в бой для уничтожения всех их врагов — мужчин, женщин и детей. Такие истории придуманы людьми, причем людьми не особенно святыми; это не слово Бога. Писания всегда отражали и всегда будут отражать интеллектуальный, нравственный и духовный уровень своих авторов. Разве ты не обратил внимания на то, как представления о Яхве становятся все более прекрасными и возвышенными от одной книги пророков к другой — от Самуила к Исайе? И ты должен помнить, что Писания предназначены для религиозного наставления и духовного руководства. Их авторы не были ни историками, ни философами.
[159:4.6] «The thing most deplorable is not merely this erroneous idea of the absolute perfection of the Scripture record and the infallibility of its teachings, but rather the confusing misinterpretation of these sacred writings by the tradition-enslaved scribes and Pharisees at Jerusalem. And now will they employ both the doctrine of the inspiration of the Scriptures and their misinterpretations thereof in their determined effort to withstand these newer teachings of the gospel of the kingdom. Nathaniel, never forget, the Father does not limit the revelation of truth to any one generation or to any one people. Many earnest seekers after the truth have been, and will continue to be, confused and disheartened by these doctrines of the perfection of the Scriptures.
Наиболее прискорбна не просто эта ошибочная идея об абсолютном совершенстве Писаний и непогрешимости их учений, но скорее вводящее в заблуждение ошибочное толкование этих священных трудов скованными традицией иерусалимскими книжниками и фарисеями. И теперь они будут использовать как доктрину о богооткровенности Писаний, так и свои ложные толкования этих книг в решительной попытке дать отпор новым учениям евангелия царства. Нафанаил, никогда не забывай о том, что Отец не ограничивает раскрытие истины каким-либо одним поколением или каким-либо одним народом. Многие искренние искатели истины приходили и будут приходить в замешательство и испытывать разочарование из-за этих доктрин о совершенстве Писаний.
[159:4.7] «The authority of truth is the very spirit that indwells its living manifestations, and not the dead words of the less illuminated and supposedly inspired men of another generation. And even if these holy men of old lived inspired and spirit-filled lives, that does not mean that their words were similarly spiritually inspired. Today we make no record of the teachings of this gospel of the kingdom lest, when I have gone, you speedily become divided up into sundry groups of truth contenders as a result of the diversity of your interpretation of my teachings. For this generation it is best that we live these truths while we shun the making of records.
Авторитет истины заключается в духе ее живых проявлений, а не в мертвых словах менее просвещенных и якобы вдохновленных людей иного поколения. И даже если жизнь тех святых людей древности была исполнена божественного вдохновения и духовности, это не означает, что их слова также были богодухновенными. Ныне мы не записываем учения евангелия царства, чтобы после моего ухода вы тут же не разделились бы на всевозможные группы борцов за истину из-за различного толкования моих учений. Для этого поколения лучше всего жить этими истинами, избегая записывать их.
[159:4.8] «Mark you well my words, Nathaniel, nothing which human nature has touched can be regarded as infallible. Through the mind of man divine truth may indeed shine forth, but always of relative purity and partial divinity. The creature may crave infallibility, but only the Creators possess it.
Хорошо запомни мои слова, Нафанаил: ничто из того, к чему прикоснулась человеческая природа, не может считаться безошибочным. В разуме человека может воссиять божественная истина, но такое сияние всегда будет только относительно чистым и лишь отчасти божественным. Создание может стремиться к безупречности, но обладают им только Создатели.
[159:4.9] «But the greatest error of the teaching about the Scriptures is the doctrine of their being sealed books of mystery and wisdom which only the wise minds of the nation dare to interpret. The revelations of divine truth are not sealed except by human ignorance, bigotry, and narrow-minded intolerance. The light of the Scriptures is only dimmed by prejudice and darkened by superstition. A false fear of sacredness has prevented religion from being safeguarded by common sense. The fear of the authority of the sacred writings of the past effectively prevents the honest souls of today from accepting the new light of the gospel, the light which these very God-knowing men of another generation so intensely longed to see.
Однако величайшая ошибка учения о Писаниях состоит в том, что они являются тайными книгами мудрости, которую смеют толковать только лучшие умы народа. Если что-то и держит откровения божественной истины за семью печатями, то только человеческое невежество, фанатизм и узколобая нетерпимость. Только предрассудки ослабляют свет Писаний, только суеверия омрачают его. Ложный страх перед святостью лишил религию здравого смысла. Страх перед авторитетом священных писаний прошлого не позволяет сегодняшним честным душам принять новый свет евангелия — тот самый свет, который так сильно жаждали увидеть Богопознающие люди другого поколения. 
[159:4.10] «But the saddest feature of all is the fact that some of the teachers of the sanctity of this traditionalism know this very truth. They more or less fully understand these limitations of Scripture, but they are moral cowards, intellectually dishonest. They know the truth regarding the sacred writings, but they prefer to withhold such disturbing facts from the people. And thus do they pervert and distort the Scriptures, making them the guide to slavish details of the daily life and an authority in things nonspiritual instead of appealing to the sacred writings as the repository of the moral wisdom, religious inspiration, and the spiritual teaching of the God-knowing men of other generations.»
Но печальнее всего то, что некоторые проповедники святости такого традиционализма знают эту истину. Они в большей или меньшей степени понимают ограничения Писаний, однако остаются нравственно трусливыми и интеллектуально лживыми. Они знают истину о священных книгах, но предпочитают скрывать такие тревожащие факты от народа. Так они извращают и искажают Писания, превращая их в руководство по раболепному соблюдению мелочей каждодневной жизни и наделяя его авторитетом в недуховных вопросах, вместо того, чтобы обращаться к священным книгам как к кладезю нравственной мудрости, религиозного вдохновения и духовного учения Богопознающих людей иных поколений». 

[159:4.11] Nathaniel was enlightened, and shocked, by the Master’s pronouncement. He long pondered this talk in the depths of his soul, but he told no man concerning this conference until after Jesus’ ascension; and even then he feared to impart the full story of the Master’s instruction.
Слова Учителя просветили и потрясли Нафанаила. Он долго размышлял об этом разговоре в глубине своей души, но никому не говорил о нем вплоть до вознесения Иисуса; и даже после этого он боялся рассказывать обо всем, во что его посвятил Учитель.

5. THE POSITIVE NATURE OF JESUS’ RELIGION

5. ПОЗИТИВНАЯ ПРИРОДА РЕЛИГИИ ИИСУСА

[159:5.1] At Philadelphia, where James was working, Jesus taught the disciples about the positive nature of the gospel of the kingdom. When, in the course of his remarks, he intimated that some parts of the Scripture were more truth-containing than others and admonished his hearers to feed their souls upon the best of the spiritual food, James interrupted the Master, asking: «Would you be good enough, Master, to suggest to us how we may choose the better passages from the Scriptures for our personal edification?» And Jesus replied: «Yes, James, when you read the Scriptures look for those eternally true and divinely beautiful teachings, such as:
В Филадельфии, где трудился Иаков, Иисус говорил своим ученикам о позитивном характере евангелия царства. Когда в ходе своего выступления он намекнул, что некоторые части Писаний содержат больше истины, чем другие, и призвал своих слушателей давать своим душам лучшую духовную пищу, Иаков прервал его вопросом: «Учитель, не будешь ли ты настолько добр, чтобы посоветовать нам, как выбирать лучшие отрывки из Писаний для нашего личного назидания?» Иисус ответил: «Да, Иаков; читая Писания, ищите вечно истинные и божественно прекрасные учения. Вот несколько примеров: 

[159:5.2] «Create in me a clean heart, O Lord.»
«Сердце чистое сотвори во мне, Господи».
[159:5.3] «The Lord is my shepherd; I shall not want.»
«Господь — мой пастырь; я не буду нуждаться».
[159:5.4] «You should love your neighbor as yourself.»
«Люби ближнего своего, как самого себя».
[159:5.5] «For I, the Lord your God, will hold your right hand, saying, fear not; I will help you.»
«Ибо я, Господь, Бог твой, буду держать тебя за правую руку и говорить: «Не бойся; я помогу тебе».
[159:5.6] «Neither shall the nations learn war any more.»
«И народы больше не будут учиться войне».

[159:5.7] And this is illustrative of the way Jesus, day by day, appropriated the cream of the Hebrew scriptures for the instruction of his followers and for inclusion in the teachings of the new gospel of the kingdom. Other religions had suggested the thought of the nearness of God to man, but Jesus made the care of God for man like the solicitude of a loving father for the welfare of his dependent children and then made this teaching the cornerstone of his religion. And thus did the doctrine of the fatherhood of God make imperative the practice of the brotherhood of man. The worship of God and the service of man became the sum and substance of his religion. Jesus took the best of the Jewish religion and translated it to a worthy setting in the new teachings of the gospel of the kingdom.
Это пример использования Иисусом лучшего из еврейских писаний для наставления своих последователей и включения их в учения нового евангелия царства. Другие религии также предлагали идею близости Бога к человеку, однако именно Иисус сравнил заботу Бога о человеке с попечением любящего отца о благополучии зависящих от него детей и после этого сделал это учение краеугольным камнем своей религии. Так практическое осуществление братства людей стало неизбежным следствием учения об отцовстве Бога. Поклонение Богу и служение человеку составили суть и сущность его религии. Иисус взял все лучшее из еврейской религии и превратил это в достойное обрамление для новых учений евангелия царства.
[159:5.8] Jesus put the spirit of positive action into the passive doctrines of the Jewish religion. In the place of negative compliance with ceremonial requirements, Jesus enjoined the positive doing of that which his new religion required of those who accepted it. Jesus’ religion consisted not merely in believing, but in actually doing, those things which the gospel required. He did not teach that the essence of his religion consisted in social service, but rather that social service was one of the certain effects of the possession of the spirit of true religion.
Иисус привнес дух позитивного действия в пассивные доктрины еврейской религии. Вместо негативного соответствия ритуальным требованиям, Иисус призвал к позитивному свершению того, что требовала его новая религия от своих последователей. Религия Иисуса заключалась не только в вере в требования евангелия, но и в подлинном выполнении таких требований. Он учил не тому, что суть его религии заключена в общественном служении, но тому, что общественное служение — это одно из вернейших следствий обладания духом истинной религии.
[159:5.9] Jesus did not hesitate to appropriate the better half of a Scripture while he repudiated the lesser portion. His great exhortation, «Love your neighbor as yourself,» he took from the Scripture which reads: «You shall not take vengeance against the children of your people, but you shall love your neighbor as yourself.» Jesus appropriated the positive portion of this Scripture while rejecting the negative part. He even opposed negative or purely passive nonresistance. Said he: «When an enemy smites you on one cheek, do not stand there dumb and passive but in positive attitude turn the other; that is, do the best thing possible actively to lead your brother in error away from the evil paths into the better ways of righteous living.» Jesus required his followers to react positively and aggressively to every life situation. The turning of the other cheek, or whatever act that may typify, demands initiative, necessitates vigorous, active, and courageous expression of the believer’s personality.
Иисус без колебаний использовал лучшее из Писания, отвергая все менее ценное. Свой великий призыв — «Люби ближнего своего как самого себя» — он взял из Писания, где говорилось: «Не мсти детям своего народа, но люби ближнего своего, как самого себя». Иисус использовал позитивную часть этого фрагмента и отверг негативную. Он также был противником негативного или чисто пассивного непротивления. Он говорил: «Когда враг ударит тебя по одной щеке, не стой безмолвно и пассивно, а отнесись к этому позитивно и подставь другую; то есть сделай все возможное, чтобы активно увести своего заблуждающегося брата с путей зла и вывести на лучшие пути праведной жизни». Иисус требовал от своих последователей позитивной и активной реакции на каждую жизненную ситуацию. Подставить другую щеку или совершить любое другое схожее действие означает проявить инициативу, что требует энергичного, активного и смелого выражения личности верующего.
[159:5.10] Jesus did not advocate the practice of negative submission to the indignities of those who might purposely seek to impose upon the practitioners of nonresistance to evil, but rather that his followers should be wise and alert in the quick and positive reaction of good to evil to the end that they might effectively overcome evil with good. Forget not, the truly good is invariably more powerful than the most malignant evil. The Master taught a positive standard of righteousness: «Whosoever wishes to be my disciple, let him disregard himself and take up the full measure of his responsibilities daily to follow me.» And he so lived himself in that «he went about doing good.» And this aspect of the gospel was well illustrated by many parables which he later spoke to his followers. He never exhorted his followers patiently to bear their obligations but rather with energy and enthusiasm to live up to the full measure of their human responsibilities and divine privileges in the kingdom of God.
Иисус не защищал практику негативного подчинения оскорблениям тех, кто способен использовать непротивленцев злу в своих интересах, но скорее призывал к тому, чтобы его последователи в стремлении преодолеть зло проявляли мудрость и сметливость в быстром и позитивном ответе добром на зло. Помните, что истинное добро всегда сильнее самого пагубного зла. Учитель говорил о позитивном критерии праведности: «Кто хочет быть моим учеником, пусть отречется от себя и каждый день в полной мере исполняет свои обязанности, чтобы следовать за мной». Такую жизнь вел и он сам, ибо «ходил, творя добро». И данный аспект евангелия был обильно проиллюстрирован многими притчами, которые он позднее рассказал своим слушателям. Иисус никогда не побуждал последователей терпеливо исполнять свои обязанности, но скорее призывал их жить достойно, энергично и воодушевленно в соответствии со своими человеческими обязанностями и божественными привилегиями в царстве Бога.
[159:5.11] When Jesus instructed his apostles that they should, when one unjustly took away the coat, offer the other garment, he referred not so much to a literal second coat as to the idea of doing something positive to save the wrongdoer in the place of the olden advice to retaliate «an eye for an eye» and so on. Jesus abhorred the idea either of retaliation or of becoming just a passive sufferer or victim of injustice. On this occasion he taught them the three ways of contending with, and resisting, evil:
Наставляя апостолов отдавать и рубашку, если у них несправедливо отнимают плащ, Иисус вместо старого совета отомстить — «око за око» и подобного — имел в виду не столько предмет одежды в буквальном смысле, сколько идею сделать нечто позитивное и спасти обидчика. Иисус испытывал отвращение как к идее отмщения, так и к идее превращения в пассивного страдальца или жертву несправедливости. В данном случае он научил их трем способам борьбы со злом и сопротивления ему:

1. To return evil for evil — the positive but unrighteous method. 
2. To suffer evil without complaint and without resistance — the purely negative method. 
3. To return good for evil, to assert the will so as to become master of the situation, to overcome evil with good — the positive and righteous method. 
1. Отвечать злом на зло — позитивный, но неправедный метод.
2. Терпеть зло без жалоб и сопротивления — исключительно негативный метод.
3. Отвечать добром на зло, утвердить свою волю так, чтобы стать хозяином положения, победить зло добром — позитивный и праведный метод.

[159:5.12] One of the apostles once asked: «Master, what should I do if a stranger forced me to carry his pack for a mile?» Jesus answered: «Do not sit down and sigh for relief while you berate the stranger under your breath. Righteousness comes not from such passive attitudes. If you can think of nothing more effectively positive to do, you can at least carry the pack a second mile. That will of a certainty challenge the unrighteous and ungodly stranger.»
Однажды один из апостолов спросил: «Учитель, как мне поступить, если незнакомец заставит меня нести его поклажу за версту?» Иисус ответил: «Не садись, вздыхая о помощи и одновременно кляня в душе незнакомца. Праведность не порождается таким пассивным отношением. Если ты не способен придумать ничего более действенного и позитивного, ты можешь, по крайней мере, пронести поклажу еще одну версту. Это наверняка заставит неправедного и нечестивого незнакомца задуматься».
[159:5.13] The Jews had heard of a God who would forgive repentant sinners and try to forget their misdeeds, but not until Jesus came, did men hear about a God who went in search of lost sheep, who took the initiative in looking for sinners, and who rejoiced when he found them willing to return to the Father’s house. This positive note in religion Jesus extended even to his prayers. And he converted the negative golden rule into a positive admonition of human fairness.
Евреи слышали о Боге, который прощал кающихся грешников и старался забыть их проступки, но только с приходом Иисуса люди узнали о Боге, который шел искать заблудшую овцу, по собственному почину искал грешников и радовался, когда видел их желание вернуться в дом Отца. Эта позитивная тема в религии Иисуса охватывала и его молитвы. Он обратил негативное золотое правило в позитивный призыв к человеческой справедливости.
[159:5.14] In all his teaching Jesus unfailingly avoided distracting details. He shunned flowery language and avoided the mere poetic imagery of a play upon words. He habitually put large meanings into small expressions. For purposes of illustration Jesus reversed the current meanings of many terms, such as salt, leaven, fishing, and little children. He most effectively employed the antithesis, comparing the minute to the infinite and so on. His pictures were striking, such as, «The blind leading the blind.» But the greatest strength to be found in his illustrative teaching was its naturalness. Jesus brought the philosophy of religion from heaven down to earth. He portrayed the elemental needs of the soul with a new insight and a new bestowal of affection.
Во всех своих учениях Иисус избегал отвлекающих деталей. Ему был чужд цветастый язык; он никогда не прибегал к чисто поэтической образности, основанной на игре слов. Как правило, он выражал сложные идеи простыми словами. Приводя примеры, Иисус изменял общепринятые смыслы многих слов, таких как соль, закваска, рыбная ловля и малые дети. Он чрезвычайно эффективно использовал антитезы, сравнивая мгновение с вечностью и так далее. Его образы поражали — как, например, «слепой ведущий слепого». Но величайшая сила этого наглядного учения заключалась в его естественности. Иисус опустил философию религии с небес на землю. Он описывал насущные потребности души с новым проникновением и новым посвящением любви.

6. THE RETURN TO MAGADAN

6. ВОЗВРАЩЕНИЕ В МАГАДАН

[159:6.1] The mission of four weeks in the Decapolis was moderately successful. Hundreds of souls were received into the kingdom, and the apostles and evangelists had a valuable experience in carrying on their work without the inspiration of the immediate personal presence of Jesus.
Четырехнедельное странствие по Декаполису прошло довольно успешно. Сотни душ были приняты в царство, а апостолы и евангелисты обрели ценный опыт, поскольку им пришлось работать без вдохновляющего личного присутствия Иисуса.
[159:6.2] On Friday, September 16, the entire corps of workers assembled by prearrangement at Magadan Park. On the Sabbath day a council of more than one hundred believers was held at which the future plans for extending the work of the kingdom were fully considered. The messengers of David were present and made reports concerning the welfare of the believers throughout Judea, Samaria, Galilee, and adjoining districts.
Как и предполагалось, в пятницу, 16 сентября, все труженики собрались в Магаданском парке. В субботу состоялся совет, в котором приняли участие более ста верующих, всесторонне обсудивших дальнейшие планы по установлению царства. На совете присутствовали гонцы Давида, сообщившие о положении верующих в Иудее, Самарии, Галилее и прилегающих районах.
[159:6.3] Few of Jesus’ followers at this time fully appreciated the great value of the services of the messenger corps. Not only did the messengers keep the believers throughout Palestine in touch with each other and with Jesus and the apostles, but during these dark days they also served as collectors of funds, not only for the sustenance of Jesus and his associates, but also for the support of the families of the twelve apostles and the twelve evangelists.
В то время лишь немногие из последователей Иисуса полностью осознавали огромную ценность служения корпуса гонцов. Они не только помогали верующим по всей Палестине поддерживать связь друг с другом, Иисусом и апостолами, но в это тяжелое время исполняли также обязанности сборщиков средств, причем не только для поддержания Иисуса и его товарищей, но и для помощи семьям двенадцати апостолов и двенадцати евангелистов.
[159:6.4] About this time Abner moved his base of operations from Hebron to Bethlehem, and this latter place was also the headquarters in Judea for David’s messengers. David maintained an overnight relay messenger service between Jerusalem and Bethsaida. These runners left Jerusalem each evening, relaying at Sychar and Scythopolis, arriving in Bethsaida by breakfast time the next morning.
Примерно в это же время Абнер перенес центр своей деятельности из Хеврона в Вифлеем, в котором также находился опорный пункт гонцов Давида в Иудее. Благодаря Давиду, Иерусалим и Вифсаида были связаны курьерской службой, причем сменявшие друг друга гонцы покрывали это расстояние за ночь. Каждый вечер гонцы покидали Иерусалим и, сменяясь в Сихаре и Скифополе, прибывали в Вифсаиду к завтраку на следующее утро.
[159:6.5] Jesus and his associates now prepared to take a week’s rest before they made ready to start upon the last epoch of their labors in behalf of the kingdom. This was their last rest, for the Perean mission developed into a campaign of preaching and teaching which extended right on down to the time of their arrival at Jerusalem and of the enactment of the closing episodes of Jesus’ earth career.
Теперь Иисус и сподвижники планировали устроить неделю отдыха, прежде чем приготовиться к началу завершающего этапа трудов на благо царства. Этот отдых стал для них последним, ибо миссия в Перее вылилась в кампанию проповедей и обучения продолжавшуюся вплоть до их прибытия в Иерусалим, где разыгрались заключительные эпизоды земного пути Иисуса.