147 Краткое посещение Иерусалима

(The Interlude Visit to Jerusalem) 

 

[147:0.1] JESUS and the apostles arrived in Capernaum on Wednesday, March 17, and spent two weeks at the Bethsaida headquarters before they departed for Jerusalem. These two weeks the apostles taught the people by the seaside while Jesus spent much time alone in the hills about his Father’s business. During this period Jesus, accompanied by James and John Zebedee, made two secret trips to Tiberias, where they met with the believers and instructed them in the gospel of the kingdom.
ИИСУС и апостолы прибыли в Капернаум в среду, 17 марта, и перед отправлением в Иерусалим провели две недели в Вифсаиде в доме, где обычно останавливались. В течение этих двух недель апостолы учили людей на берегу моря, Иисус же подолгу уединялся в горах, занимаясь делом своего Отца. В этот период Иисус в сопровождении Иакова и Иоанна Зеведеевых дважды тайно побывал в Тивериаде, где они встречались с верующими и разъясняли им евангелие царства.
[147:0.2] Many of the household of Herod believed in Jesus and attended these meetings. It was the influence of these believers among Herod’s official family that had helped to lessen that ruler’s enmity toward Jesus. These believers at Tiberias had fully explained to Herod that the «kingdom» which Jesus proclaimed was spiritual in nature and not a political venture. Herod rather believed these members of his own household and therefore did not permit himself to become unduly alarmed by the spreading abroad of the reports concerning Jesus’ teaching and healing. He had no objections to Jesus’ work as a healer or religious teacher. Notwithstanding the favorable attitude of many of Herod’s advisers, and even of Herod himself, there existed a group of his subordinates who were so influenced by the religious leaders at Jerusalem that they remained bitter and threatening enemies of Jesus and the apostles and, later on, did much to hamper their public activities. The greatest danger to Jesus lay in the Jerusalem religious leaders and not in Herod. And it was for this very reason that Jesus and the apostles spent so much time and did most of their public preaching in Galilee rather than at Jerusalem and in Judea.
Многие из домочадцев Ирода верили в Иисуса и посещали эти встречи. Именно влияние этих верующих среди официальной семьи Ирода помогло смягчить враждебное отношение правителя к Иисусу. Тивериадские верующие исчерпывающе объяснили Ироду, что провозглашаемое Иисусом «царство» — духовное, а не политическое начинание. Ирод был склонен верить членам своей семьи и потому не слишком беспокоился из-за распространявшихся сообщений об учении и целительстве Иисуса. Он не возражал против деятельности Иисуса в качестве целителя или религиозного учителя. Однако, несмотря на благоприятное отношение многих советников Ирода и самого правителя, среди его подчиненных была группа людей, находившихся под столь сильным влиянием религиозных вождей Иерусалима, что они оставались жестокими и грозными врагами Иисуса и апостолов и впоследствии сделали многое для того, чтобы помешать их публичной деятельности. Величайшая опасность для Иисуса исходила не от Ирода, а от религиозных лидеров Иерусалима. Именно по этой причине Иисус и апостолы проводили так много времени и выступали с публичными проповедями в основном в Галилее, а не в Иерусалиме и в Иудее.

1. THE CENTURION’S SERVANT

1. СЛУГА ЦЕНТУРИОНА

[147:1.1] On the day before they made ready to go to Jerusalem for the feast of the Passover, Mangus, a centurion, or captain, of the Roman guard stationed at Capernaum, came to the rulers of the synagogue, saying: «My faithful orderly is sick and at the point of death. Would you, therefore, go to Jesus in my behalf and beseech him to heal my servant?» The Roman captain did this because he thought the Jewish leaders would have more influence with Jesus. So the elders went to see Jesus and their spokesman said: «Teacher, we earnestly request you to go over to Capernaum and save the favorite servant of the Roman centurion, who is worthy of your notice because he loves our nation and even built us the very synagogue wherein you have so many times spoken.»
За день до того, как они приготовились идти в Иерусалим на празднование Пасхи, некто Мангус — центурион или капитан римского гарнизона, стоявшего в Капернауме, пришел к управляющим синагоги и сказал: «Мой верный ординарец болен и находится при смерти. Не смогли бы вы пойти к Иисусу и от моего имени попросить его исцелить моего слугу?» Римский капитан поступил так, полагая, что еврейские вожди имели большее влияние на Иисуса. Старейшины пошли к Иисусу и их представитель сказал: «Учитель, мы настоятельно просим тебя пойти в Капернаум и спасти любимого слугу римского центуриона, который достоин твоего внимания, ибо он любит наш народ и даже построил нам ту самую синагогу, в которой ты так часто говоришь».
[147:1.2] And when Jesus had heard them, he said, «I will go with you.» And as he went with them over to the centurion’s house, and before they had entered his yard, the Roman soldier sent his friends out to greet Jesus, instructing them to say: «Lord, trouble not yourself to enter my house, for I am not worthy that you should come under my roof. Neither did I think myself worthy to come to you; wherefore I sent the elders of your own people. But I know that you can speak the word where you stand and my servant will be healed. For I am myself under the orders of others, and I have soldiers under me, and I say to this one go, and he goes; to another come, and he comes, and to my servants do this or do that, and they do it.»
Выслушав их, Иисус сказал: «Я пойду с вами». Они направились к дому центуриона и уже подходили к его двору, когда навстречу им вышли друзья римского воина, которым он поручил встретить Иисуса и сказать ему: «Не утруждай себя, Господи, входить в мой дом, ибо я недостоин, чтобы ты вошел под мой кров. Я и сам не счел себя достойным прийти к тебе; поэтому и послал старейшин из твоего народа. Но я знаю, что ты можешь сказать слово там, где стоишь, и мой слуга исцелится. Ибо я сам подчиняюсь приказам и у меня есть в подчинении воины и когда говорю одному: „ступай», он уходит; другому говорю: „иди сюда» и он приходит, говорю слугам: „сделайте это или то» и они делают».
[147:1.3] And when Jesus heard these words, he turned and said to his apostles and those who were with them: «I marvel at the belief of the gentile. Verily, verily, I say to you, I have not found so great faith, no, not in Israel.» Jesus, turning from the house, said, «Let us go hence.» And the friends of the centurion went into the house and told Mangus what Jesus had said. And from that hour the servant began to mend and was eventually restored to his normal health and usefulness.
Услышав эти слова, Иисус повернулся и сказал апостолам и остальным сопровождавшим его: «Я изумлен верой этого язычника. Истинно, истинно говорю вам: не встречал я такой веры даже в Израиле». Повернувшись, Иисус сказал: «Пойдемте отсюда». А друзья центуриона вошли в дом и передали Мангусу слова Иисуса. И с того часа слуга начал поправляться и в конце концов полностью выздоровел и снова смог работать.
[147:1.4] But we never knew just what happened on this occasion. This is simply the record, and as to whether or not invisible beings ministered healing to the centurion’s servant, was not revealed to those who accompanied Jesus. We only know of the fact of the servant’s complete recovery.
Однако мы так и не узнали, что именно произошло в данном случае. Мы располагаем лишь описанием этого события. Сопровождавшим Иисуса не было раскрыто, помогли ли невидимые существа слуге центуриона или нет. Нам же известен только факт полного выздоровления слуги.

2. THE JOURNEY TO JERUSALEM

2. СТРАНСТВИЕ В ИЕРУСАЛИМ

[147:2.1] Early on the morning of Tuesday, March 30, Jesus and the apostolic party started on their journey to Jerusalem for the Passover, going by the route of the Jordan valley. They arrived on the afternoon of Friday, April 2, and established their headquarters, as usual, at Bethany. Passing through Jericho, they paused to rest while Judas made a deposit of some of their common funds in the bank of a friend of his family. This was the first time Judas had carried a surplus of money, and this deposit was left undisturbed until they passed through Jericho again when on that last and eventful journey to Jerusalem just before the trial and death of Jesus.
Ранним утром во вторник, 30 марта, Иисус и группа апостолов отправились через Иорданскую долину в Иерусалим на празднование Пасхи. Они достигли цели пополудни в пятницу, 2 апреля, и как обычно остановились в Вифании. Проходя через Иерихон, они остановились передохнуть, пока Иуда делал вклад части их общих средств в банк друга его семьи. У Иуды впервые образовался излишек денег и этот вклад оставался нетронутым до тех пор, пока они снова не оказались в Иерихоне во время последнего и богатого событиями странствия в Иерусалим незадолго до суда и смерти Иисуса.
[147:2.2] The party had an uneventful trip to Jerusalem, but they had hardly got themselves settled at Bethany when from near and far those seeking healing for their bodies, comfort for troubled minds, and salvation for their souls, began to congregate, so much so that Jesus had little time for rest. Therefore they pitched tents at Gethsemane, and the Master would go back and forth from Bethany to Gethsemane to avoid the crowds which so constantly thronged him. The apostolic party spent almost three weeks at Jerusalem, but Jesus enjoined them to do no public preaching, only private teaching and personal work.
Спутники добрались до Иерусалима без приключений, но едва обосновались в Вифании, как из ближних и дальних мест стали стекаться люди в надежде излечить свою плоть, утешить свой беспокойный разум и спасти свои души. Их было столько, что у Иисуса почти не оставалось времени для отдыха. Поэтому они поставили свои палатки в Гефсимании и Учитель переходил из Вифании в Гефсиманию и назад, пытаясь избежать постоянно осаждавших его толп. Апостолы провели в Иерусалиме около трех недель, однако Иисус велел им не выступать с публичными проповедями и ограничиться частным обучением и личным трудом.
[147:2.3] At Bethany they quietly celebrated the Passover. And this was the first time that Jesus and all of the twelve partook of the bloodless Passover feast. The apostles of John did not eat the Passover with Jesus and his apostles; they celebrated the feast with Abner and many of the early believers in John’s preaching. This was the second Passover Jesus had observed with his apostles in Jerusalem.
В Вифании они спокойно отпраздновали Пасху. И это был первый случай, когда Иисус и все двенадцать апостолов разделили бескровную пасхальную трапезу. Апостолы Иоанна не участвовали в пасхальной трапезе вместе с Иисусом и его апостолами; они праздновали Пасху вместе с Абнером и многими из первых последователей Иоанна. Это была вторая Пасха, которую Иисус встретил вместе со своими апостолами в Иерусалиме.
[147:2.4] When Jesus and the twelve departed for Capernaum, the apostles of John did not return with them. Under the direction of Abner they remained in Jerusalem and the surrounding country, quietly laboring for the extension of the kingdom, while Jesus and the twelve returned to work in Galilee. Never again were the twenty-four all together until a short time before the commissioning and sending forth of the seventy evangelists. But the two groups were co-operative, and notwithstanding their differences of opinion, the best of feelings prevailed.
Когда Иисус и двенадцать апостолов отправились в Капернаум, апостолы Иоанна не вернулись вместе с ними. Они остались в Иерусалиме и его окрестностях и, не привлекая к себе внимания, трудились над распространением царства под руководством Абнера, в то время как Иисус и его апостолы вернулись в Галилею. Лишь однажды все двадцать четыре апостола снова оказались вместе, собравшись на короткое время перед назначением и отправкой семидесяти евангелистов. Однако две эти группы сотрудничали друг с другом и несмотря на расхождения во мнениях, поддерживали между собой самые теплые отношения.

3. AT THE POOL OF BETHESDA 

3. У КУПАЛЬНИ ВИФЕЗДА

[147:3.1] The afternoon of the second Sabbath in Jerusalem, as the Master and the apostles were about to participate in the temple services, John said to Jesus, «Come with me, I would show you something.» John conducted Jesus out through one of the Jerusalem gates to a pool of water called Bethesda. Surrounding this pool was a structure of five porches under which a large group of sufferers lingered in quest of healing. This was a hot spring whose reddish-tinged water would bubble up at irregular intervals because of gas accumulations in the rock caverns underneath the pool. This periodic disturbance of the warm waters was believed by many to be due to supernatural influences, and it was a popular belief that the first person who entered the water after such a disturbance would be healed of whatever infirmity he had.
Пополудни во вторую субботу пребывания в Иерусалиме, когда Учитель и апостолы собирались принять участие в храмовых богослужениях, Иоанн сказал Иисусу: «Пойдем со мной, я покажу тебе кое-что». Через одни из городских ворот Иоанн вывел Иисуса к купальне, называвшейся Вифезда. Эту купальню окружали пять крытых галерей, где собиралось большое число страждущих в надежде исцелиться. Здесь находился горячий источник, чья красноватая вода начинала пузыриться через нерегулярные промежутки времени из-за скоплений газа в скальных кавернах под купальней. Многие верили в то, что периодическое бурление горячей воды объяснялось сверхъестественными силами и что первый человек, вошедший в воду после такого бурления, излечится от любого недуга.
[147:3.2] The apostles were somewhat restless under the restrictions imposed by Jesus, and John, the youngest of the twelve, was especially restive under this restraint. He had brought Jesus to the pool thinking that the sight of the assembled sufferers would make such an appeal to the Master’s compassion that he would be moved to perform a miracle of healing, and thereby would all Jerusalem be astounded and presently be won to believe in the gospel of the kingdom. Said John to Jesus: «Master, see all of these suffering ones; is there nothing we can do for them?» And Jesus replied: «John, why would you tempt me to turn aside from the way I have chosen? Why do you go on desiring to substitute the working of wonders and the healing of the sick for the proclamation of the gospel of eternal truth? My son, I may not do that which you desire, but gather together these sick and afflicted that I may speak words of good cheer and eternal comfort to them.»
Из-за наложенных Иисусом ограничений апостолы ощущали некоторое нетерпение. Особенно томился Иоанн, самый младший из двенадцати. Он привел Иисуса к купальне в надежде на то, что собравшиеся здесь несчастные пробудят в Учителе сострадание и, тронутый этим, он совершит чудо исцеления, в результате чего весь Иерусалим придет в изумление и сразу же уверует в евангелие царства. Иоанн сказал Иисусу: «Учитель, посмотри на всех этих страждущих; неужели мы ничем не можем им помочь?» Иисус же ответил: «Иоанн, зачем искушаешь меня свернуть с избранного мною пути? Почему по-прежнему желаешь заменить возвещение евангелия вечной истины совершением чудес и исцелением больных? Сын мой, я не могу сделать то, чего ты желаешь, однако собери этих больных и страждущих, чтобы я мог обратиться к ним со словами ободрения и вечного утешения».
[147:3.3] In speaking to those assembled, Jesus said: «Many of you are here, sick and afflicted, because of your many years of wrong living. Some suffer from the accidents of time, others as a result of the mistakes of their forebears, while some of you struggle under the handicaps of the imperfect conditions of your temporal existence. But my Father works, and I would work, to improve your earthly state but more especially to insure your eternal estate. None of us can do much to change the difficulties of life unless we discover the Father in heaven so wills. After all, we are all beholden to do the will of the Eternal. If you could all be healed of your physical afflictions, you would indeed marvel, but it is even greater that you should be cleansed of all spiritual disease and find yourselves healed of all moral infirmities. You are all God’s children; you are the sons of the heavenly Father. The bonds of time may seem to afflict you, but the God of eternity loves you. And when the time of judgment shall come, fear not, you shall all find, not only justice, but an abundance of mercy. Verily, verily, I say to you: He who hears the gospel of the kingdom and believes in this teaching of sonship with God, has eternal life; already are such believers passing from judgment and death to light and life. And the hour is coming in which even those who are in the tombs shall hear the voice of the resurrection.»
Обращаясь к собравшимся, Иисус сказал: «Многие ваши болезни и недуги — следствие долгих лет неправильной жизни. Некоторые страдают от несчастных случаев, другие — от ошибок, допущенных предками, в то время как третьи томятся под гнетом несовершенных условий вашего бренного бытия. Однако мой Отец трудится, и я буду трудиться над улучшением вашего земного состояния, но особенно — для обеспечения вашего вечного положения. Никто из нас не может повлиять на трудности жизни без воли на то небесного Отца. В конечном счете, все мы обязаны выполнять волю Вечного. Если бы все вы были исцелены от своих физических недугов, это в самом деле восхитило бы вас, но еще более великая задача — это очищение от всех духовных болезней и исцеление от всех нравственных немощей. Все вы — Божьи дети, сыны небесного Отца. Вам может казаться, что оковы времени заставляют вас страдать, однако Бог вечности любит вас. И когда придет время суда, не бойтесь, ибо все вы встретите не только правосудие, но и щедрое милосердие. Истинно, истинно говорю вам: слушающий евангелие царства и верующий в это учение о Богосыновстве имеет жизнь вечную; такие верующие уже переходят от суда и смерти к свету и жизни. И близок час, когда даже лежащие в склепах услышат глас воскрешения».
[147:3.4] And many of those who heard believed the gospel of the kingdom. Some of the afflicted were so inspired and spiritually revivified that they went about proclaiming that they had also been cured of their physical ailments.
Многие из слышавших эти слова поверили в евангелие царства. Некоторые страждущие почувствовали такое воодушевление и так воспряли духом, что пошли и стали повсюду заявлять об исцелении и от своих физических недугов.
[147:3.5] One man who had been many years downcast and grievously afflicted by the infirmities of his troubled mind, rejoiced at Jesus’ words and, picking up his bed, went forth to his home, even though it was the Sabbath day. This afflicted man had waited all these years for somebody to help him; he was such a victim of the feeling of his own helplessness that he had never once entertained the idea of helping himself which proved to be the one thing he had to do in order to effect recovery — take up his bed and walk.
Некий человек, многие годы пребывавший в подавленном состоянии и мучительно страдавший из-за неустойчивости своего расстроенного разума, обрадовался словам Иисуса и взяв свою постель, отправился домой, хотя это и было в субботу. Долгие годы этот страждущий ждал, чтобы кто-нибудь помог ему; чувство собственной беспомощности овладело им настолько, что ему никогда не приходило в голову помочь самому себе, а это оказалось именно тем, что ему требовалось для выздоровления — взять свою постель и уйти.
[147:3.6] Then said Jesus to John: «Let us depart ere the chief priests and the scribes come upon us and take offense that we spoke words of life to these afflicted ones.» And they returned to the temple to join their companions, and presently all of them departed to spend the night at Bethany. But John never told the other apostles of this visit of himself and Jesus to the pool of Bethesda on this Sabbath afternoon.
После этого Иисус сказал Иоанну: «Уйдем отсюда, пока первосвященники и книжники не увидели нас и не обвинили в том, что мы обратились к этим страждущим со словами жизни». Они вернулись в храм к своим товарищам и вскоре все отправились на ночлег в Вифанию. Однако Иоанн никогда не рассказывал остальным апостолам о том, что в этот субботний день он и Иисус посетили купальню Вифезда.

4. THE RULE OF LIVING

4. ПРАВИЛО ЖИЗНИ

[147:4.1] On the evening of this same Sabbath day, at Bethany, while Jesus, the twelve, and a group of believers were assembled about the fire in Lazarus’s garden, Nathaniel asked Jesus this question: «Master, although you have taught us the positive version of the old rule of life, instructing us that we should do to others as we wish them to do to us, I do not fully discern how we can always abide by such an injunction. Let me illustrate my contention by citing the example of a lustful man who thus wickedly looks upon his intended consort in sin. How can we teach that this evil-intending man should do to others as he would they should do to him?»
Вечером того же субботнего дня, в Вифании, когда Иисус, двенадцать и группа верующих собрались у костра в саду у Лазаря, Нафанаил задал Иисусу вопрос: «Учитель, хотя ты и научил нас позитивному толкованию старого правила жизни, наставляя, что мы должны поступать с другими так, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами, — я не совсем понимаю, как мы можем всегда следовать этому предписанию. Позволь мне проиллюстрировать свою точку зрения, приведя в пример похотливого мужчину, с вожделением смотрящего на женщину, с которой он хочет согрешить. Как мы можем учить, что этот злонамеренный человек должен поступать с другими так, как он хотел бы, чтобы они поступали с ним?»
[147:4.2] When Jesus heard Nathaniel’s question, he immediately stood upon his feet and, pointing his finger at the apostle, said: «Nathaniel, Nathaniel! What manner of thinking is going on in your heart? Do you not receive my teachings as one who has been born of the spirit? Do you not hear the truth as men of wisdom and spiritual understanding? When I admonished you to do to others as you would have them do to you, I spoke to men of high ideals, not to those who would be tempted to distort my teaching into a license for the encouragement of evil doing.»
Выслушав вопрос Нафанаила, Иисус тотчас встал и указывая пальцем на апостола, произнес: «Нафанаил, Нафанаил! Что за мысли таятся в твоем сердце? Разве ты не принимаешь мое учение как рожденный от духа? Разве ты не слышишь истину как человек мудрости и духовного понимания? Когда я наставлял вас относиться к другим так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам, я обращался к людям высоких идеалов — не к тем, кто соблазнится превратить мое учение в потворствующую злодеянию вседозволенность».
[147:4.3] When the Master had spoken, Nathaniel stood up and said: «But, Master, you should not think that I approve of such an interpretation of your teaching. I asked the question because I conjectured that many such men might thus misjudge your admonition, and I hoped you would give us further instruction regarding these matters.» And then when Nathaniel had sat down, Jesus continued speaking: «I well know, Nathaniel, that no such idea of evil is approved in your mind, but I am disappointed in that you all so often fail to put a genuinely spiritual interpretation upon my commonplace teachings, instruction which must be given you in human language and as men must speak. Let me now teach you concerning the differing levels of meaning attached to the interpretation of this rule of living, this admonition to `do to others that which you desire others to do to you’:
После этого Нафанаил встал и сказал: «Однако, Учитель, тебе не следует думать, будто я одобряю такие толкования твоего учения. Я задал этот вопрос, так как полагал, что многие могут неправильно понять твой наказ и надеялся, что ты дашь нам дополнительные наставления». Когда Нафанаил сел, Иисус продолжил: «Я прекрасно знаю, Нафанаил, что твой разум не одобряет таких порочных идей, но разочарован тем, что всем вам зачастую не удается извлечь подлинно духовный смысл из моих простых учений, которые я должен давать на понятном людям языке и в доступных выражениях. Позволь мне теперь научить вас различным смысловым уровням толкования правила жизни — наставления «поступать с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами»:

[147:4.4] «1. The level of the flesh. Such a purely selfish and lustful interpretation would be well exemplified by the supposition of your question.
1. Уровень плоти. Такое чисто эгоистическое и похотливое толкование подразумевается в твоем вопросе.

[147:4.5] «2. The level of the feelings. This plane is one level higher than that of the flesh and implies that sympathy and pity would enhance one’s interpretation of this rule of living.
2. Уровень чувств. Этот уровень на ступень выше, по сравнению с уровнем плоти и подразумевает, что сочувствие и жалость смогут улучшить толкование правила жизни. 

[147:4.6] «3. The level of mind. Now come into action the reason of mind and the intelligence of experience. Good judgment dictates that such a rule of living should be interpreted in consonance with the highest idealism embodied in the nobility of profound self-respect.
3. Уровень разума. Здесь на первый план выходят доводы разума и жизненный опыт. Здравое суждение подсказывает, что такое правило жизни должно толковаться в созвучии с высшими идеалами, заключенными в благородстве глубокого самоуважения.

[147:4.7] «4. The level of brotherly love. Still higher is discovered the level of unselfish devotion to the welfare of one’s fellows. On this higher plane of wholehearted social service growing out of the consciousness of the fatherhood of God and the consequent recognition of the brotherhood of man, there is discovered a new and far more beautiful interpretation of this basic rule of life. 
4. Уровень братской любви. Еще выше обнаруживается уровень бескорыстной преданности благополучию своих собратьев. На этой более высокой ступени чистосердечного общественного служения, произрастающего из осознания отцовства Бога и вытекающего из него братства людей, открывается новое и намного более прекрасное толкование этого основного правила жизни.

[147:4.8] «5. The moral level. And then when you attain true philosophic levels of interpretation, when you have real insight into the rightness and wrongness of things, when you perceive the eternal fitness of human relationships, you will begin to view such a problem of interpretation as you would imagine a high-minded, idealistic, wise, and impartial third person would so view and interpret such an injunction as applied to your personal problems of adjustment to your life situations.
5. Нравственный уровень. Когда вы достигаете истинно философских уровней толкования, овладеваете подлинным проницанием истинного и ложного, воспринимаете вечное соответствие человеческих взаимоотношений — тогда вы начинаете подходить к проблеме толкования с позиций воображаемого благородного, идеалистического, мудрого и непредвзятого третьего лица, интерпретирующего такое правило применительно к вашим личным проблемам урегулирования жизненных ситуаций.

[147:4.9] «6. The spiritual level. And then last, but greatest of all, we attain the level of spirit insight and spiritual interpretation which impels us to recognize in this rule of life the divine command to treat all men as we conceive God would treat them. That is the universe ideal of human relationships. And this is your attitude toward all such problems when your supreme desire is ever to do the Father’s will. I would, therefore, that you should do to all men that which you know I would do to them in like circumstances.» 
6. Духовный уровень. Наконец, мы достигаем последнего, но величайшего уровня духовной проницательности и духовного толкования, побуждающего нас признать в правиле жизни божественную заповедь обращаться со всеми людьми в соответствии с нашим представлением о том, как с ними поступал бы Бог. Таков вселенский идеал человеческих взаимоотношений. И таковым должно быть отношение ко всем подобным проблемам, когда вашим высшим желанием становится извечное исполнение воли Отца. Поэтому я хотел бы, чтобы вы относились ко всем людям согласно вашему представлению о том, как при аналогичных обстоятельствах к ним относился бы я».

[147:4.10] Nothing Jesus had said to the apostles up to this time had ever more astonished them. They continued to discuss the Master’s words long after he had retired. While Nathaniel was slow to recover from his supposition that Jesus had misunderstood the spirit of his question, the others were more than thankful that their philosophic fellow apostle had had the courage to ask such a thought-provoking question.
Ничто из до сих пор сказанного Иисусом не потрясало апостолов в большей степени. Они еще долго продолжали обсуждение слов Учителя после того, как он удалился на покой. И хотя Нафанаил никак не мог успокоиться, предполагая, что Иисус неправильно истолковал суть его обращения, остальные апостолы были очень признательны своему философствующему собрату за его смелый и наводящий на размышления вопрос.

5. VISITING SIMON THE PHARISEE

5. В ГОСТЯХ У ФАРИСЕЯ СИМОНА

[147:5.1] Though Simon was not a member of the Jewish Sanhedrin, he was an influential Pharisee of Jerusalem. He was a half-hearted believer, and notwithstanding that he might be severely criticized therefor, he dared to invite Jesus and his personal associates, Peter, James, and John, to his home for a social meal. Simon had long observed the Master and was much impressed with his teachings and even more so with his personality.
Симон был влиятельным иерусалимским фарисеем, но не входил в состав еврейского синедриона. Он отчасти верил в евангелие и, несмотря на возможное суровое осуждение, решил пригласить к себе на обед Иисуса и его ближайших сподвижников — Петра, Иакова и Иоанна. Симон уже давно наблюдал за Учителем и находился под большим впечатлением от учения Иисуса и тем более — от его личности.
[147:5.2] The wealthy Pharisees were devoted to almsgiving, and they did not shun publicity regarding their philanthropy. Sometimes they would even blow a trumpet as they were about to bestow charity upon some beggar. It was the custom of these Pharisees, when they provided a banquet for distinguished guests, to leave the doors of the house open so that even the street beggars might come in and, standing around the walls of the room behind the couches of the diners, be in position to receive portions of food which might be tossed to them by the banqueters.
Богатые фарисеи усердно раздавали милостыню и не стеснялись прилюдно заниматься благотворительностью. Иногда они даже трубили в трубу, собираясь подать милостыню какому-нибудь нищему. Устраивая званый обед для высоких гостей, фарисеи обычно оставляли двери открытыми, чтобы даже уличные нищие могли зайти в дом и, стоя вдоль стен за ложами обедающих, получать объедки от пирующих.
[147:5.3] On this particular occasion at Simon’s house, among those who came in off the street was a woman of unsavory reputation who had recently become a believer in the good news of the gospel of the kingdom. This woman was well known throughout all Jerusalem as the former keeper of one of the so-called high-class brothels located hard by the temple court of the gentiles. She had, on accepting the teachings of Jesus, closed up her nefarious place of business and had induced the majority of the women associated with her to accept the gospel and change their mode of living; notwithstanding this, she was still held in great disdain by the Pharisees and was compelled to wear her hair down — the badge of harlotry. This unnamed woman had brought with her a large flask of perfumed anointing lotion and, standing behind Jesus as he reclined at meat, began to anoint his feet while she also wet his feet with her tears of gratitude, wiping them with the hair of her head. And when she had finished this anointing, she continued weeping and kissing his feet.
В данном случае среди зашедших в дом Симона с улицы была женщина сомнительной репутации, которая незадолго до того уверовала в благую весть евангелия царства. Эта женщина была хорошо известна всему Иерусалиму как бывшая содержательница одного из так называемых первоклассных публичных домов, находившихся рядом с храмовым двором для язычников. Приняв учение Иисуса, она закрыла свое нечестивое заведение и уговорила большинство работавших на нее женщин принять евангелие и начать новую жизнь; несмотря на это, фарисеи по-прежнему глубоко презирали ее, вынуждая ходить с распущенными волосами в знак распутства. Эта безымянная женщина принесла с собой большой сосуд с благовонием и расположившись позади Иисуса, возлежавшего во время трапезы, стала умащивать его ноги, увлажняя их слезами благодарности и утирая своими волосами. Закончив умащение, она продолжала плакать и целовать его ноги.
[147:5.4] When Simon saw all this, he said to himself: «This man, if he were a prophet, would have perceived who and what manner of woman this is who thus touches him; that she is a notorious sinner.» And Jesus, knowing what was going on in Simon’s mind, spoke up, saying: «Simon, I have something which I would like to say to you.» Simon answered, «Teacher, say on.» Then said Jesus: «A certain wealthy moneylender had two debtors. The one owed him five hundred denarii and the other fifty. Now, when neither of them had wherewith to pay, he forgave them both. Which of them do you think, Simon, would love him most?» Simon answered, «He, I suppose, whom he forgave the most.» And Jesus said, «You have rightly judged,» and pointing to the woman, he continued: «Simon, take a good look at this woman. I entered your house as an invited guest, yet you gave me no water for my feet. This grateful woman has washed my feet with tears and wiped them with the hair of her head. You gave me no kiss of friendly greeting, but this woman, ever since she came in, has not ceased to kiss my feet. My head with oil you neglected to anoint, but she has anointed my feet with precious lotions. And what is the meaning of all this? Simply that her many sins have been forgiven, and this has led her to love much. But those who have received but little forgiveness sometimes love but little.» And turning around toward the woman, he took her by the hand and, lifting her up, said: «You have indeed repented of your sins, and they are forgiven. Be not discouraged by the thoughtless and unkind attitude of your fellows; go on in the joy and liberty of the kingdom of heaven.»
Увидев все это, Симон подумал: «Если бы этот человек был пророком, то понимал бы, кто и какая женщина прикасается к нему; что она отъявленная грешница». Иисус, знавший какие мысли одолевают Симона, произнес во всеуслышание: «Симон, я хотел бы сказать тебе кое-что». Симон ответил: «Продолжай, Учитель». Тогда Иисус сказал: «У одного богатого ростовщика было два должника. Один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но так как им было нечем заплатить, он простил им долг. Как ты думаешь, Симон, который из двух будет больше любить ростовщика?» Симон ответил: «Я полагаю тот, которому он простил больше». И Иисус сказал: «Ты рассудил правильно» и, указывая на женщину, продолжил: «Симон, посмотри внимательно на эту женщину. Я вошел в твой дом как званый гость, но ты не дал мне воды омыть ноги. Эта же благодарная женщина омыла мои ноги слезами и осушила их своими волосами. Ты не поцеловал меня в знак дружеского приветствия, а эта женщина, с тех пор как вошла в дом, не перестает целовать мои ноги. Ты не помазал мне волосы маслом, а она помазала мои ноги благовонием. Что все это значит? Только то, что многие ее грехи прощены, и это привело ее к большей любви. А кому мало прощается, тот порой мало любит». И, повернувшись к женщине, он взял ее за руку и подняв с колен, сказал: «Ты в самом деле раскаялась в своих грехах и они прощены. Не огорчайся из-за бездумного и недоброго отношения людей; продолжай жить в радости и свободе царства небесного».

[147:5.5] When Simon and his friends who sat at meat with him heard these words, they were the more astonished, and they began to whisper among themselves, «Who is this man that he even dares to forgive sins?» And when Jesus heard them thus murmuring, he turned to dismiss the woman, saying, «Woman, go in peace; your faith has saved you.»
Когда Симон и его друзья за столом услышали эти слова, то изумились еще больше и начали перешептываться: «Что это за человек, что даже может прощать грехи?» Услышав это, Иисус повернулся, чтобы отпустить женщину и сказал: «Иди с миром, женщина; вера твоя спасла тебя».
[147:5.6] As Jesus arose with his friends to leave, he turned to Simon and said: «I know your heart, Simon, how you are torn betwixt faith and doubts, how you are distraught by fear and troubled by pride; but I pray for you that you may yield to the light and may experience in your station in life just such mighty transformations of mind and spirit as may be comparable to the tremendous changes which the gospel of the kingdom has already wrought in the heart of your unbidden and unwelcome guest. And I declare to all of you that the Father has opened the doors of the heavenly kingdom to all who have the faith to enter, and no man or association of men can close those doors even to the most humble soul or supposedly most flagrant sinner on earth if such sincerely seek an entrance.» And Jesus, with Peter, James, and John, took leave of their host and went to join the rest of the apostles at the camp in the garden of Gethsemane.
Поднявшись вместе с друзьями, чтобы уйти, Иисус повернулся к Симону и сказал: «Я знаю твое сердце, Симон, знаю как ты разрываешься между верой и сомнением, знаю как ты подавлен страхом и замучен гордыней; но я молюсь за тебя, чтобы ты сумел уступить свету и испытать в своей жизни могучие преобразования разума и духа, сравнимые с громадными изменениями, которые евангелие царство уже произвело в сердце твоей незваной и непрошеной гостьи. Я заявляю всем вам, что Отец открыл двери небесного царства каждому, имеющему веру; и ни человек, ни группа людей не смогут закрыть эти двери даже перед самой скромной душой или перед тем, кого считают самым страшным на земле грешником, если только тот искренне стремится войти в царство». И Иисус вместе с Петром, Иаковом и Иоанном покинули дом Симона и отправились к остальным апостолам в Гефсиманский лагерь.

[147:5.7] That same evening Jesus made the long-to-be-remembered address to the apostles regarding the relative value of status with God and progress in the eternal ascent to Paradise. Said Jesus: «My children, if there exists a true and living connection between the child and the Father, the child is certain to progress continuously toward the Father’s ideals. True, the child may at first make slow progress, but the progress is none the less sure. The important thing is not the rapidity of your progress but rather its certainty. Your actual achievement is not so important as the fact that the direction of your progress is Godward. What you are becoming day by day is of infinitely more importance than what you are today.
В тот же вечер Иисус выступил с незабываемым обращением к апостолам об относительной ценности статуса по отношению к Богу и о продвижении по вечному пути восхождения к Раю. Иисус сказал: «Дети мои, если между дитя и Отцом есть истинная и живая связь, то дитя обязательно будет развиваться в направлении к идеалам Отца. Да, сначала успехи дитя будут скромными, однако его развитие несомненно. Важна не скорость вашего прогресса, но скорее уверенность движения. Важно не ваше конкретное достижение, но факт вашего продвижения к Богу. Какими вы становитесь день ото дня бесконечно важнее того, какими вы являетесь сегодня.
[147:5.8] «This transformed woman whom some of you saw at Simon’s house today is, at this moment, living on a level which is vastly below that of Simon and his well-meaning associates; but while these Pharisees are occupied with the false progress of the illusion of traversing deceptive circles of meaningless ceremonial services, this woman has, in dead earnest, started out on the long and eventful search for God, and her path toward heaven is not blocked by spiritual pride and moral self-satisfaction. The woman is, humanly speaking, much farther away from God than Simon, but her soul is in progressive motion; she is on the way toward an eternal goal. There are present in this woman tremendous spiritual possibilities for the future. Some of you may not stand high in actual levels of soul and spirit, but you are making daily progress on the living way opened up, through faith, to God. There are tremendous possibilities in each of you for the future. Better by far to have a small but living and growing faith than to be possessed of a great intellect with its dead stores of worldly wisdom and spiritual unbelief.»
Эта преобразившаяся женщина, которую некоторые из вас видели сегодня в доме Симона, сейчас живет на неизмеримо более низком уровне, чем Симон и его благонамеренные товарищи; однако в то время как эти фарисеи заняты иллюзорным продвижением по обманчивым кругам бессмысленных ритуальных служб, эта женщина всерьез приступила к длительному и богатому событиями поиску Бога и ее путь к небу не прегражден ни духовной гордыней, ни нравственным самодовольством. С точки зрения людей, она значительно дальше от Бога, чем Симон, но ее душа находится в поступательном движении; она встала на путь, ведущий к вечной цели. В этой женщине есть громадные духовные возможности, которые могут проявиться в будущем. Некоторые из вас могут и не находиться на высоких уровнях души и духа, но вы добиваетесь каждодневных успехов, ступая по живому пути веры по направлению к Богу. В каждом из вас таятся колоссальные возможности. Куда лучше иметь небольшую, но живую и растущую веру, чем обладать огромным интеллектом с его мертвым грузом житейской мудрости и духовного неверия».
[147:5.9] But Jesus earnestly warned his apostles against the foolishness of the child of God who presumes upon the Father’s love. He declared that the heavenly Father is not a lax, loose, or foolishly indulgent parent who is ever ready to condone sin and forgive recklessness. He cautioned his hearers not mistakenly to apply his illustrations of father and son so as to make it appear that God is like some overindulgent and unwise parents who conspire with the foolish of earth to encompass the moral undoing of their thoughtless children, and who are thereby certainly and directly contributing to the delinquency and early demoralization of their own offspring. Said Jesus: «My Father does not indulgently condone those acts and practices of his children which are self-destructive and suicidal to all moral growth and spiritual progress. Such sinful practices are an abomination in the sight of God.»
Однако Иисус со всей серьезностью предупредил апостолов о неразумности дитя Бога, злоупотребляющего любовью Отца. Он заявил, что небесный Отец не похож на вялого, снисходительного или слепо потакающего родителя, всегда готового отпустить грехи и простить безрассудство. Он предостерег своих слушателей от ошибки использования его примера отца и сына, заключающейся в уподобления Бога чрезмерно балующим и неразумным земным родителям, безрассудные поступки которых способствуют нравственной гибели своих бездумных детей и тем самым явно и непосредственно усугубляют проступки и скорую деморализацию собственного потомства. Иисус сказал: «Мой Отец не питает снисхождения к саморазрушительным и губительным для нравственного роста и духовного прогресса поступкам и действиям своих детей. В глазах Бога такие греховные действия отвратительны».

[147:5.10] Many other semiprivate meetings and banquets did Jesus attend with the high and the low, the rich and the poor, of Jerusalem before he and his apostles finally departed for Capernaum. And many, indeed, became believers in the gospel of the kingdom and were subsequently baptized by Abner and his associates, who remained behind to foster the interests of the kingdom in Jerusalem and thereabouts.
Иисус побывал на многих полузакрытых встречах и обедах у знатных и простых, богатых и бедных людей Иерусалима, прежде чем отправиться с апостолами в Капернаум. И многие действительно уверовали в евангелие царства и были впоследствии крещены Абнером и его товарищами, которые остались укреплять интересы царства в Иерусалиме и его окрестностях.

6. RETURNING TO CAPERNAUM

6. ВОЗВРАЩЕНИЕ В КАПЕРНАУМ

[147:6.1] The last week of April, Jesus and the twelve departed from their Bethany headquarters near Jerusalem and began their journey back to Capernaum by way of Jericho and the Jordan.
В последнюю неделю апреля Иисус и апостолы покинули свой вифанский центр поблизости от Иерусалима и отправились назад в Капернаум через Иерихон и долину Иордана.
[147:6.2] The chief priests and the religious leaders of the Jews held many secret meetings for the purpose of deciding what to do with Jesus. They were all agreed that something should be done to put a stop to his teaching, but they could not agree on the method. They had hoped that the civil authorities would dispose of him as Herod had put an end to John, but they discovered that Jesus was so conducting his work that the Roman officials were not much alarmed by his preaching. Accordingly, at a meeting which was held the day before Jesus’ departure for Capernaum, it was decided that he would have to be apprehended on a religious charge and be tried by the Sanhedrin. Therefore a commission of six secret spies was appointed to follow Jesus, to observe his words and acts, and when they had amassed sufficient evidence of lawbreaking and blasphemy, to return to Jerusalem with their report. These six Jews caught up with the apostolic party, numbering about thirty, at Jericho and, under the pretense of desiring to become disciples, attached themselves to Jesus’ family of followers, remaining with the group up to the time of the beginning of the second preaching tour in Galilee; whereupon three of them returned to Jerusalem to submit their report to the chief priests and the Sanhedrin.
Первосвященники и религиозные лидеры евреев провели много тайных встреч, пытаясь решить, что делать с Иисусом. Все они были согласны с тем, что необходимо положить конец его учению, но не могли решить, как это сделать. Поначалу они надеялись, что гражданские власти расправятся с ним так же как Ирод с Иоанном, однако обнаружили, что Иисус не особенно беспокоит своими проповедями римские власти. Поэтому на встрече за день до возвращения Иисуса в Капернаум было решено задержать его по религиозным мотивам и судить в синедрионе. Для этого была назначена комиссия из шести шпионов, которые должны были следовать за Иисусом, следить за его словами и действиями и после сбора достаточных свидетельств нарушения закона и богохульства вернуться со своим отчетом в Иерусалим. Эти шесть евреев догнали апостольскую группу примерно из тридцати человек в Иерихоне и под предлогом желания стать учениками примкнули к семье последователей Иисуса, оставаясь с группой вплоть до начала второго проповеднического странствия по Галилее, когда трое из них вернулись в Иерусалим для предоставления своего отчета первосвященникам и синедриону.

[147:6.3] Peter preached to the assembled multitude at the crossing of the Jordan, and the following morning they moved up the river toward Amathus. They wanted to proceed straight on to Capernaum, but such a crowd gathered here they remained three days, preaching, teaching, and baptizing. They did not move toward home until early Sabbath morning, the first day of May. The Jerusalem spies were sure they would now secure their first charge against Jesus — that of Sabbath breaking — since he had presumed to start his journey on the Sabbath day. But they were doomed to disappointment because, just before their departure, Jesus called Andrew into his presence and before them all instructed him to proceed for a distance of only one thousand yards, the legal Jewish Sabbath day’s journey.
Петр выступил с проповедью перед собравшимся народом у переправы через Иордан, и на следующее утро они направились на север вдоль реки к Амафе. Они хотели сразу же продолжить путь в Капернаум, но собралось столько людей, что им пришлось задержаться здесь на три дня, в течение которых они проповедовали, учили и крестили. Только ранним субботним утром, в первый день мая, они отправились домой. Иерусалимские шпионы были уверены в том, что смогут выдвинуть первое обвинение против Иисуса, а именно — в нарушении субботы, ибо он позволил себе выйти в путь в субботний день. Однако их ждало разочарование, поскольку перед самым отходом Иисус позвал к себе Андрея и во всеуслышание приказал ему пройти расстояние только в тысячу шагов, что соответствовало законной еврейской субботней прогулке.
[147:6.4] But the spies did not have long to wait for their opportunity to accuse Jesus and his associates of Sabbath breaking. As the company passed along the narrow road, the waving wheat, which was just then ripening, was near at hand on either side, and some of the apostles, being hungry, plucked the ripe grain and ate it. It was customary for travelers to help themselves to grain as they passed along the road, and therefore no thought of wrongdoing was attached to such conduct. But the spies seized upon this as a pretext for assailing Jesus. When they saw Andrew rub the grain in his hand, they went up to him and said: «Do you not know that it is unlawful to pluck and rub the grain on the Sabbath day?» And Andrew answered: «But we are hungry and rub only sufficient for our needs; and since when did it become sinful to eat grain on the Sabbath day?» But the Pharisees answered: «You do no wrong in eating, but you do break the law in plucking and rubbing out the grain between your hands; surely your Master would not approve of such acts.» Then said Andrew: «But if it is not wrong to eat the grain, surely the rubbing out between our hands is hardly more work than the chewing of the grain, which you allow; wherefore do you quibble over such trifles?» When Andrew intimated that they were quibblers, they were indignant, and rushing back to where Jesus walked along, talking to Matthew, they protested, saying: «Behold, Teacher, your apostles do that which is unlawful on the Sabbath day; they pluck, rub, and eat the grain. We are sure you will command them to cease.» And then said Jesus to the accusers: «You are indeed zealous for the law, and you do well to remember the Sabbath day to keep it holy; but did you never read in the Scripture that, one day when David was hungry, he and they who were with him entered the house of God and ate the showbread, which it was not lawful for anyone to eat save the priests? and David also gave this bread to those who were with him. And have you not read in our law that it is lawful to do many needful things on the Sabbath day? And shall I not, before the day is finished, see you eat that which you have brought along for the needs of this day? My good men, you do well to be zealous for the Sabbath, but you would do better to guard the health and well-being of your fellows. I declare that the Sabbath was made for man and not man for the Sabbath. And if you are here present with us to watch my words, then will I openly proclaim that the Son of Man is lord even of the Sabbath.»
Но шпионам не пришлось долго ждать возможности обвинить Иисуса и его товарищей в нарушении субботы. Компания шла узкой дорогой, по обеим сторонам которой волновались нивы созревающей пшеницы и некоторые из апостолов, чувствуя голод, срывали спелое зерно и ели его. В том, что путешественники, проходя по дороге, угощались зерном, не было ничего необычного и такое поведение не воспринималось как проступок. Но шпионы воспользовались этим в качестве предлога для нападок на Иисуса. Когда они увидели, что Андрей растирает зерно в своей ладони, то подошли к нему и спросили: «Разве ты не знаешь, что противозаконно срывать и растирать зерно в субботу?» Андрей ответил: «Но мы голодны и растираем лишь столько, сколько нам нужно; к тому же, с каких это пор греховно есть зерно в субботу?» Но фарисеи ответили: «Ты нарушаешь закон не тем, что ешь, а тем, что срываешь и растираешь зерно между ладонями. Ваш Учитель наверняка не одобрил бы этого». Тогда Андрей сказал: «Но если я не нарушаю закон, когда ем зерно, едва ли растирание зерна в руках является большей работой, чем пережевывание зерен, которое вы допускаете; зачем вы придираетесь к таким пустякам?» Когда Андрей намекнул на их буквоедство фарисеи пришли в негодование и поспешили выразить свой протест Иисусу, который разговаривал на ходу с Матфеем: «Вот, Учитель, твои апостолы делают то, чего не должно делать в субботу: они срывают, растирают и едят зерно. Мы уверены, что ты велишь им перестать заниматься этим». Тогда Иисус ответил своим обвинителям: «Вы действительно ревностно соблюдаете закон и правильно поступаете, помня субботу и почитая ее как святой день. Но разве вы не читали в Писании о том как однажды, когда Давид проголодался, то вместе с другими он вошел в храм Божий и ел священные хлебы, принесенные в дар Богу, хотя закон и запрещает делать это всем, кроме священников? И Давид дал этот хлеб также тем, кто были с ним. И разве вы не читали в нашем законе, что в субботний день законно делать многие необходимые вещи? И разве до исхода дня я не увижу, как вы едите то, что взяли с собой на этот день? Добрые люди, вы правильно делаете, ревностно соблюдая субботу, но будет еще лучше, если вы станете оберегать здоровье и благополучие своих собратьев. Я заявляю: суббота для человека, а не человек для субботы. И если вы находитесь здесь с нами для того, чтобы следить за моими словами, то я открыто объявляю, что Сын Человеческий — господин и субботы».
[147:6.5] The Pharisees were astonished and confounded by his words of discernment and wisdom. For the remainder of the day they kept by themselves and dared not ask any more questions.
Фарисеи были изумлены и сбиты с толку его проницательными и мудрыми словами. Остаток дня они держались в стороне, не решаясь задавать новые вопросы.

[147:6.6] Jesus’ antagonism to the Jewish traditions and slavish ceremonials was always positive. It consisted in what he did and in what he affirmed. The Master spent little time in negative denunciations. He taught that those who know God can enjoy the liberty of living without deceiving themselves by the licenses of sinning. Said Jesus to the apostles: «Men, if you are enlightened by the truth and really know what you are doing, you are blessed; but if you know not the divine way, you are unfortunate and already breakers of the law.»
Сопротивление Иисуса еврейским традициям и рабской зависимости от ритуалов всегда было позитивным. Оно заключалось в том, что он делал и что он утверждал. Учитель не тратил времени на негативные опровержения. Он учил, что познавшие Бога могут наслаждаться свободой жизни, не обманывая себя разрешениями на право грешить. Иисус сказал апостолам: «Благословенны вы, люди, если просвещены истиной и действительно знаете, что делаете; но если вы не знаете божественного пути, то вы несчастны и уже нарушители закона».

7. BACK IN CAPERNAUM

7. СНОВА В КАПЕРНАУМЕ

[147:7.1] It was around noon on Monday, May 3, when Jesus and the twelve came to Bethsaida by boat from Tarichea. They traveled by boat in order to escape those who journeyed with them. But by the next day the others, including the official spies from Jerusalem, had again found Jesus.
В понедельник, 3 мая, около полудня Иисус и двенадцать прибыли в Вифсаиду на лодке из Тарихеи. На лодке же они плыли для того, чтобы избавиться от путешествующих вместе с ними. Однако на следующий день остальные, включая подосланных иерусалимских шпионов, снова нашли Иисуса.
[147:7.2] On Tuesday evening Jesus was conducting one of his customary classes of questions and answers when the leader of the six spies said to him: «I was today talking with one of John’s disciples who is here attending upon your teaching, and we were at a loss to understand why you never command your disciples to fast and pray as we Pharisees fast and as John bade his followers.» And Jesus, referring to a statement by John, answered this questioner: «Do the sons of the bridechamber fast while the bridegroom is with them? As long as the bridegroom remains with them, they can hardly fast. But the time is coming when the bridegroom shall be taken away, and during those times the children of the bridechamber undoubtedly will fast and pray. To pray is natural for the children of light, but fasting is not a part of the gospel of the kingdom of heaven. Be reminded that a wise tailor does not sew a piece of new and unshrunk cloth upon an old garment, lest, when it is wet, it shrink and produce a worse rent. Neither do men put new wine into old wine skins, lest the new wine burst the skins so that both the wine and the skins perish. The wise man puts the new wine into fresh wine skins. Therefore do my disciples show wisdom in that they do not bring too much of the old order over into the new teaching of the gospel of the kingdom. You who have lost your teacher may be justified in fasting for a time. Fasting may be an appropriate part of the law of Moses, but in the coming kingdom the sons of God shall experience freedom from fear and joy in the divine spirit.» And when they heard these words, the disciples of John were comforted while the Pharisees themselves were the more confounded.
Во вторник, когда Иисус проводил один из обычных вечеров вопросов и ответов, глава шести шпионов сказал ему: «Сегодня я говорил с одним из учеников Иоанна, который посещает здесь твои уроки и мы никак не могли понять, почему ты никогда не велишь своим ученикам поститься и молиться, как постимся мы, фарисеи, и как Иоанн завещал своим последователям». Иисус, ссылаясь на одно из заявлений Иоанна, ответил вопрошавшему: «Постятся ли сыны брачного чертога, когда с ними жених? Пока жених среди них, они вряд ли будут поститься. Но придут дни, когда уведут от них жениха и тогда сыны брачного чертога несомненно будут поститься и молиться. Молитва естественна для детей света, но пост не имеет отношения к евангелию царства небесного. Напомню, что мудрый портной не нашивает заплату из новой и не давшей усадку ткани на старую одежду, ибо намокнув, заплата сядет и стянет одежду и дыра станет еще больше. И не наливают молодое вино в старые мехи — иначе старые мехи лопнут, вино выльется и мехи тоже будут погублены. Мудрые люди наливают молодое вино в новые мехи. Поэтому мои ученики поступают мудро, не привнося слишком много от старого порядка в новое учение евангелия царства. Вам, потерявшим своего учителя, позволительно временно соблюдать пост. Соблюдение поста может быть должной частью закона Моисея, но в грядущем царстве сыны Бога обретут свободу от страха и радость в божественном духе». Услышав эти слова, ученики Иоанна утешились, а фарисеи еще больше озадачились.
[147:7.3] Then the Master proceeded to warn his hearers against entertaining the notion that all olden teaching should be replaced entirely by new doctrines. Said Jesus: «That which is old and also true must abide. Likewise, that which is new but false must be rejected. But that which is new and also true, have the faith and courage to accept. Remember it is written: `Forsake not an old friend, for the new is not comparable to him. As new wine, so is a new friend; if it becomes old, you shall drink it with gladness.'»
После этого Учитель предостерег своих слушателей от идеи о том, что прежнее учение следует целиком заменить новыми доктринами. Иисус сказал: «Старое и истинное должно сохраниться. Точно так же новое, но ложное должно быть отвергнуто. Однако имейте веру и мужество принять новое и истинное. Помните, что написано: „Не бросай старого друга, ибо нового с ним не сравнить. Молодое вино как новый друг — когда оно состарится, будешь пить его с радостью».

8. THE FEAST OF SPIRITUAL GOODNESS

8. ПРАЗДНИК ДУХОВНОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ

[147:8.1] That night, long after the usual listeners had retired, Jesus continued to teach his apostles. He began this special instruction by quoting from the Prophet Isaiah:
В ту ночь, еще долго после ухода остальных слушателей на покой, Иисус продолжал учить своих апостолов. Он начал этот необычный урок цитатой из пророка Исайи:
[147:8.2] «`Why have you fasted? For what reason do you afflict your souls while you continue to find pleasure in oppression and to take delight in injustice? Behold, you fast for the sake of strife and contention and to smite with the fist of wickedness. But you shall not fast in this way to make your voices heard on high.
«Зачем вы постились? Для чего томятся ваши души, когда вы продолжаете находить удовольствие в угнетении и наслаждаться несправедливостью? Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы злобной рукой бить других. Но вы не должны так поститься, чтобы ваш голос был услышан на небе.
[147:8.3] «`Is it such a fast that I have chosen — a day for a man to afflict his soul? Is it to bow down his head like a bulrush, to grovel in sackcloth and ashes? Will you dare to call this a fast and an acceptable day in the sight of the Lord? Is not this the fast I should choose: to loose the bonds of wickedness, to undo the knots of heavy burdens, to let the oppressed go free, and to break every yoke? Is it not to share my bread with the hungry and to bring those who are homeless and poor to my house? And when I see those who are naked, I will clothe them.
Думаете, мне угодно видеть, как человек томит свою душу? Думаете, я хочу, чтобы он склонял свою голову, как тростник, чтобы пресмыкался в рубище и прахе? Осмелитесь ли называть это постом и днем, угодным Господу? Не такой ли пост следует избрать мне: снять оковы зла, сбросить груз тяжкого бремени, освободить угнетенных и разбить каждое ярмо? Не в том ли этот пост, чтобы разделить хлеб с голодными и ввести в мой дом бездомных и нищих? И когда я вижу нагих, я даю им одежду.
[147:8.4] «`Then shall your light break forth as the morning while your health springs forth speedily. Your righteousness shall go before you while the glory of the Lord shall be your rear guard. Then will you call upon the Lord, and he shall answer; you will cry out, and he shall say — Here am I. And all this he will do if you refrain from oppression, condemnation, and vanity. The Father rather desires that you draw out your heart to the hungry, and that you minister to the afflicted souls; then shall your light shine in obscurity, and even your darkness shall be as the noonday. Then shall the Lord guide you continually, satisfying your soul and renewing your strength. You shall become like a watered garden, like a spring whose waters fail not. And they who do these things shall restore the wasted glories; they shall raise up the foundations of many generations; they shall be called the rebuilders of broken walls, the restorers of safe paths in which to dwell.'»
И тогда свет ваш засияет зарей, и здоровье ваше быстро укрепится. Ваша праведность пойдет впереди вас, и слава Господня будет следовать позади. Тогда вы воззовете к Господу, и он ответит; возопите, и он откликнется: „Я здесь». И все это он совершит, если удержитесь от тирании, осуждения и тщеславия. Отцу угодно, чтобы вы сострадали голодным, чтобы помогали страждущим; и тогда свет ваш засияет во тьме, и даже ваш мрак будет, как полдень. И тогда Господь будет вести вас всегда, насыщая ваши души и восполняя силы. И вы будете, как напоенный водою сад, как ручей, который никогда не иссякает. И те, кто так поступает, вернут былую славу; они возведут основания для многих поколений; и будут называть их восстановителями разрушенных стен, воссоздателями безопасных путей для жизни».

[147:8.5] And then long into the night Jesus propounded to his apostles the truth that it was their faith that made them secure in the kingdom of the present and the future, and not their affliction of soul nor fasting of body. He exhorted the apostles at least to live up to the ideas of the prophet of old and expressed the hope that they would progress far beyond even the ideals of Isaiah and the older prophets. His last words that night were: «Grow in grace by means of that living faith which grasps the fact that you are the sons of God while at the same time it recognizes every man as a brother.»
После этого, далеко за полночь, Иисус излагал апостолам истину о том, что в царстве настоящего и будущего их утвердила вера, а не душевные страдания или телесный пост. Он призывал своих апостолов жить хотя бы согласно идеям древнего пророка и выразил надежду, что в своем развитии они намного превзойдут представления Исайи и пророков древности. Его последними словами в ту ночь были: «Растите в благодати с помощью той живой веры, которая охватывает факт вашего Богосыновства и одновременно видит в каждом человеке брата».
[147:8.6] It was after two o’clock in the morning when Jesus ceased speaking and every man went to his place for sleep.
Иисус закончил говорить в третьем часу ночи и все отправились на покой.