145 Четыре знаменательных дня в Капернауме

(Four Eventful Days at Capernaum)

 

[145:0.1] JESUS and the apostles arrived in Capernaum the evening of Tuesday, January 13. As usual, they made their headquarters at the home of Zebedee in Bethsaida. Now that John the Baptist had been sent to his death, Jesus prepared to launch out in the first open and public preaching tour of Galilee. The news that Jesus had returned rapidly spread throughout the city, and early the next day, Mary the mother of Jesus hastened away, going over to Nazareth to visit her son Joseph.
ИИСУС и апостолы прибыли в Капернаум вечером во вторник, 13 января. Как обычно, они расположились в доме Зеведея в Вифсаиде. Теперь, когда Иоанн Креститель был казнен, Иисус приготовился отправиться в первое странствие по Галилее с открытыми и публичными проповедями. Весть о прибытии Иисуса быстро разнеслась по городу и рано утром на следующий день его мать Мария поспешила прочь, отправившись в Назарет навестить своего сына Иосифа.
[145:0.2] Wednesday, Thursday, and Friday Jesus spent at the Zebedee house instructing his apostles preparatory to their first extensive public preaching tour. He also received and taught many earnest inquirers, both singly and in groups. Through Andrew, he arranged to speak in the synagogue on the coming Sabbath day.
Среду, четверг и пятницу Иисус провел в доме Зеведея, наставляя апостолов перед их первым продолжительным проповедническим странствием. Кроме того, он принимал и учил многих искренне интересующихся посетителей — как по одному, так и в группах. Через Андрея он договорился о выступлении в синагоге в ближайшую субботу.
[145:0.3] Late on Friday evening Jesus’ baby sister, Ruth, secretly paid him a visit. They spent almost an hour together in a boat anchored a short distance from the shore. No human being, save John Zebedee, ever knew of this visit, and he was admonished to tell no man. Ruth was the only member of Jesus’ family who consistently and unwaveringly believed in the divinity of his earth mission from the times of her earliest spiritual consciousness right on down through his eventful ministry, death, resurrection, and ascension; and she finally passed on to the worlds beyond never having doubted the supernatural character of her father-brother’s mission in the flesh. Baby Ruth was the chief comfort of Jesus, as regards his earth family, throughout the trying ordeal of his trial, rejection, and crucifixion.
Поздно вечером в пятницу Иисуса тайно навестила его младшая сестра Руфь. Они провели вдвоем около часа в лодке, стоявшей на якоре недалеко от берега. Ни один человек, за исключением Иоанна Зеведеева, не знал об этой встрече, а тому было велено никому о ней не рассказывать. Руфь была единственным членом семьи Иисуса последовательно и непоколебимо верившей в божественность его земной миссии — начиная со времени пробуждения ее духовного сознания и на протяжении всего богатого событиями служения Иисуса, его смерти, воскресения и вознесения; в итоге, она перешла в иные миры, ни разу не усомнившись в сверхъестественном характере миссии ее отца-брата, исполненной им во плоти. Из всех членов земной семьи Иисуса малышка Руфь была его главным утешением на всем протяжении тяжелого испытания — суда, отвержения и распятия.

1. THE DRAUGHT OF FISHES 

1. УЛОВ РЫБЫ

[145:1.1] On Friday morning of this same week, when Jesus was teaching by the seaside, the people crowded him so near the water’s edge that he signaled to some fishermen occupying a near-by boat to come to his rescue. Entering the boat, he continued to teach the assembled multitude for more than two hours. This boat was named «Simon»; it was the former fishing vessel of Simon Peter and had been built by Jesus’ own hands. On this particular morning the boat was being used by David Zebedee and two associates, who had just come in near shore from a fruitless night of fishing on the lake. They were cleaning and mending their nets when Jesus requested them to come to his assistance.
Утром в пятницу той же недели, когда Иисус учил на берегу, толпа настолько оттеснила его к кромке воды, что он знаком попросил рыбаков, находившихся неподалеку в лодке, прийти к нему на помощь. Перейдя в лодку, он более двух часов продолжал учить собравшийся народ. Лодка эта называлась «Симон»; ранее она принадлежала Симону Петру и была построена руками Иисуса. В то утро лодкой пользовался Давид Зеведеев с двумя помощниками; они только что подошли к берегу после безуспешного ночного лова на озере и чинили сети, когда Иисус позвал их на помощь.
[145:1.2] After Jesus had finished teaching the people, he said to David: «As you were delayed by coming to my help, now let me work with you. Let us go fishing; put out into yonder deep and let down your nets for a draught.» But Simon, one of David’s assistants, answered: «Master, it is useless. We toiled all night and took nothing; however, at your bidding we will put out and let down the nets.» And Simon consented to follow Jesus’ directions because of a gesture made by his master, David. When they had proceeded to the place designated by Jesus, they let down their nets and enclosed such a multitude of fish that they feared the nets would break, so much so that they signaled to their associates on the shore to come to their assistance. When they had filled all three boats with fish, almost to sinking, this Simon fell down at Jesus’ knees, saying, «Depart from me, Master, for I am a sinful man.» Simon and all who were concerned in this episode were amazed at the draught of fishes. From that day David Zebedee, this Simon, and their associates forsook their nets and followed Jesus.
Закончив учить народ, Иисус сказал Давиду: «Так как вам пришлось задержаться помогая мне, то позволь теперь мне поработать с вами. Отправимся порыбачить; отведите лодку на глубину и закиньте сети». Но один из помощников Давида, Симон, ответил: «Учитель, это бесполезно. Мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но мы сделаем, как ты велишь, — отойдем от берега и закинем сети». Симон согласился следовать указаниям Иисуса после знака своего хозяина Давида. Когда они достигли указанного Иисусом места и закинули сеть, то в ней оказалось столько рыбы, что они стали бояться за свои сети и дали знак товарищам на берегу прийти им на помощь. Когда все три лодки были до краев наполнены рыбой так, что почти черпали бортами воду, Симон припал к ногам Иисуса и сказал: «Оставь меня, Учитель, ибо я грешен». Симон и все остальные свидетели этого случая были потрясены уловом рыбы. С того дня Давид Зеведеев, этот Симон и их товарищи оставили свои сети и последовали за Иисусом.
[145:1.3] But this was in no sense a miraculous draught of fishes. Jesus was a close student of nature; he was an experienced fisherman and knew the habits of the fish in the Sea of Galilee. On this occasion he merely directed these men to the place where the fish were usually to be found at this time of day. But Jesus’ followers always regarded this as a miracle.
Однако в этом улове рыбы не было ничего чудесного. Иисус внимательно изучал природу; он был опытным рыбаком и знал повадки рыбы в Галилейском море. В данном случае он просто направил рыбаков к тому месту, где обычно водилась рыба в это время суток. Однако последователи Иисуса всегда считали это чудом.

2. AFTERNOON AT THE SYNAGOGUE 

2. ДЕНЬ В СИНАГОГЕ

[145:2.1] The next Sabbath, at the afternoon service in the synagogue, Jesus preached his sermon on «The Will of the Father in Heaven.» In the morning Simon Peter had preached on «The Kingdom.» At the Thursday evening meeting of the synagogue Andrew had taught, his subject being «The New Way.» At this particular time more people believed in Jesus in Capernaum than in any other one city on earth.
В следующую субботу во время дневной службы в синагоге Иисус выступил с проповедью на тему «Воля Небесного Отца». Утром Симон Петр проповедовал на тему «О царстве». Темой Андрея, выступившего в четверг на вечернем собрании в синагоге, был «Новый Путь». В это время в Капернауме в Иисуса верило больше людей, чем в каком-либо другом городе на земле.
[145:2.2] As Jesus taught in the synagogue this Sabbath afternoon, according to custom he took the first text from the law, reading from the Book of Exodus: «And you shall serve the Lord, your God, and he shall bless your bread and your water, and all sickness shall be taken away from you.» He chose the second text from the Prophets, reading from Isaiah: «Arise and shine, for your light has come, and the glory of the Lord has risen upon you. Darkness may cover the earth and gross darkness the people, but the spirit of the Lord shall arise upon you, and the divine glory shall be seen with you. Even the gentiles shall come to this light, and many great minds shall surrender to the brightness of this light.»
Обучая в синагоге в тот субботний день, Иисус, следуя обычаю, сначала выбрал текст из закона, прочитав отрывок из Книги Исхода: «Служи Господу, Богу своему, и он благословит твой хлеб и твою воду и отведет от тебя все болезни». Второй текст он взял из пророков, прочитав отрывок из Исайи: «Поднимись и свети, ибо твой свет пришел, и слава Господа взошла над тобою. Тьма может покрывать землю, во мраке народы, но дух Господа воссияет над тобою, и божественная слава явится с тобою. Даже язычники придут к этому свету, и многие великие умы склонятся перед сиянием света сего».
[145:2.3] This sermon was an effort on Jesus’ part to make clear the fact that religion is a personal experience. Among other things, the Master said:
Для Иисуса эта проповедь была попыткой разъяснить, что религия — это личный опыт. Среди прочего, Учитель сказал:
[145:2.4] «You well know that, while a kindhearted father loves his family as a whole, he so regards them as a group because of his strong affection for each individual member of that family. No longer must you approach the Father in heaven as a child of Israel but as a child of God. As a group, you are indeed the children of Israel, but as individuals, each one of you is a child of God. I have come, not to reveal the Father to the children of Israel, but rather to bring this knowledge of God and the revelation of his love and mercy to the individual believer as a genuine personal experience. The prophets have all taught you that Yahweh cares for his people, that God loves Israel. But I have come among you to proclaim a greater truth, one which many of the later prophets also grasped, that God loves you — every one of you — as individuals. All these generations have you had a national or racial religion; now have I come to give you a personal religion.
«Вы хорошо знаете, что любовь добросердечного отца к своей семье как к единому целому объясняется его сильным чувством к каждому отдельному члену своей семьи. Впредь всякий из вас должен относиться к небесному Отцу не как дитя Израиля, а как дитя Бога. Все вместе вы действительно — дети Израиля, но по отдельности каждый из вас — дитя Бога. Я пришел не для того, чтобы раскрыть Отца детям Израиля, а для того, чтобы принести это знание Бога и откровение его любви и милосердия каждому отдельному верующему в качестве подлинного личного опыта. Пророки учили вас, что Яхве заботится о своих детях, что Бог любит Израиль. Но я пришел к вам, чтобы провозгласить более великую истину, — ту, которую поняли многие поздние пророки: Бог любит каждого — каждого из вас — как индивидуума. В течение всех этих поколений ваша религия была национальной или расовой; теперь же я пришел для того, чтобы дать вам религию личную. 
[145:2.5] «But even this is not a new idea. Many of the spiritually minded among you have known this truth, inasmuch as some of the prophets have so instructed you. Have you not read in the Scriptures where the Prophet Jeremiah says: `In those days they shall no more say, the fathers have eaten sour grapes and the children’s teeth are set on edge. Every man shall die for his own iniquity; every man who eats sour grapes, his teeth shall be set on edge. Behold, the days shall come when I will make a new covenant with my people, not according to the covenant which I made with their fathers when I brought them out of the land of Egypt, but according to the new way. I will even write my law in their hearts. I will be their God, and they shall be my people. In that day they shall not say, one man to his neighbor, do you know the Lord? Nay! For they shall all know me personally, from the least to the greatest.’
Впрочем, и эта идея не нова. Многие из духовно мыслящих среди вас знают эту истину, поскольку некоторые пророки наставляли вас в этом. Разве вы не читали в Писаниях у пророка Иеремии, где сказано: „В те дни уже не будут говорить, что отцы ели зеленый виноград, а у детей — оскомина. Каждый умрет только за свой собственный грех; оскомина будет у каждого, кто ест кислый виноград. И вот наступят дни, когда я заключу со своим народом новый завет, — не такой, какой я заключил с их предками, когда я вывел их из земли Египетской, но согласно новому пути. Я запишу свой закон в их сердцах. Я буду их Богом, а они — моим народом. В те дни уже не спросит брат брата, знает ли он Господа. Нет! Ибо все они узнают меня лично, от мала до велика».
[145:2.6] «Have you not read these promises? Do you not believe the Scriptures? Do you not understand that the prophet’s words are fulfilled in what you behold this very day? And did not Jeremiah exhort you to make religion an affair of the heart, to relate yourselves to God as individuals? Did not the prophet tell you that the God of heaven would search your individual hearts? And were you not warned that the natural human heart is deceitful above all things and oftentimes desperately wicked?
Разве вы не читали этих обещаний? Разве вы не верите Писаниям? Разве вы не понимаете, что слова пророка исполняются в том, что вы видите сегодня? И разве Иеремия не призывал вас сделать религию делом сердца, установить личную и индивидуальную связь с Богом? Разве пророк не сказал вам, что Бог небесный прозрит в каждое сердце? И разве вас не предупреждали, что обычное человеческое сердце более всего обманчиво, а порою и крайне испорчено?
[145:2.7] «Have you not read also where Ezekiel taught even your fathers that religion must become a reality in your individual experiences? No more shall you use the proverb which says, `The fathers have eaten sour grapes and the children’s teeth are set on edge.’ `As I live,’ says the Lord God, `behold all souls are mine; as the soul of the father, so also the soul of the son. Only the soul that sins shall die.’ And then Ezekiel foresaw even this day when he spoke in behalf of God, saying: `A new heart also will I give you, and a new spirit will I put within you.’
Разве не читали вы то место, где Иезекииль учил ваших отцов, что религия непременно должна стать реальностью в вашем личном опыте? Вы больше не будете пользоваться пословицей, гласящей: „Отцы ели зеленый виноград, а у детей — оскомина». „Живу я! — говорит Господь Бог. — Смотрите, все души принадлежат мне; как душа отца, так и душа сына. Только та душа, которая грешила, умрет». Именно этот день предвидел Иезекииль, когда сказал от имени Бога: „И дам вам сердце новое, и новый дух вложу в вас».
[145:2.8] «No more should you fear that God will punish a nation for the sin of an individual; neither will the Father in heaven punish one of his believing children for the sins of a nation, albeit the individual member of any family must often suffer the material consequences of family mistakes and group transgressions. Do you not realize that the hope of a better nation — or a better world — is bound up in the progress and enlightenment of the individual?»
Вы не должны больше бояться того, что Бог накажет нацию за грех одного человека; не накажет небесный Отец и одного из своих верующих детей за грехи нации, хотя члены любой семьи зачастую должны сталкиваться с материальными последствиями семейных ошибок и коллективных проступков. Разве вы не осознаете, что надежда на лучшую нацию — или на лучший мир — связана с прогрессом и просвещением индивидуума?»
[145:2.9] Then the Master portrayed that the Father in heaven, after man discerns this spiritual freedom, wills that his children on earth should begin that eternal ascent of the Paradise career which consists in the creature’s conscious response to the divine urge of the indwelling spirit to find the Creator, to know God and to seek to become like him.
Вслед за этим Учитель рассказал о желании небесного Отца, чтобы его земные дети, различающие такую духовную свободу, приступили к вечному восхождению к Раю, которое заключается в осознанном ответе создания на божественное побуждение пребывающего в нем духа: найти Создателя, познать Бога и стремиться стать подобным ему.

[145:2.10] The apostles were greatly helped by this sermon. All of them realized more fully that the gospel of the kingdom is a message directed to the individual, not to the nation.
Эта проповедь оказала апостолам огромную помощь. Каждый из них более полно осознал, что евангелие царства обращено к отдельному человеку, а не к нации.
[145:2.11] Even though the people of Capernaum were familiar with Jesus’ teaching, they were astonished at his sermon on this Sabbath day. He taught, indeed, as one having authority and not as the scribes.
Несмотря на то, что жители Капернаума были знакомы с учением Иисуса, они были потрясены его проповедью в этот субботний день. Иисус в самом деле учил как власть имеющий, а не как книжники.

[145:2.12] Just as Jesus finished speaking, a young man in the congregation who had been much agitated by his words was seized with a violent epileptic attack and loudly cried out. At the end of the seizure, when recovering consciousness, he spoke in a dreamy state, saying: «What have we to do with you, Jesus of Nazareth? You are the holy one of God; have you come to destroy us?» Jesus bade the people be quiet and, taking the young man by the hand, said, «Come out of it» — and he was immediately awakened.
Как только Иисус закончил говорить, с одним из слушающих — юношей, сильно взволнованным его словами, — случился сильный эпилептический припадок, и он громко закричал. Когда приступ прошел и к нему стало возвращаться сознание, он проговорил в полузабытьи: «Что нам до тебя, Иисус Назарянин? Ты — святой Божий; не погубить ли нас ты явился сюда?» Иисус приказал людям успокоиться и взяв молодого человека за руку, сказал: «Очнись» — и юноша тут же пришел в себя.
[145:2.13] This young man was not possessed of an unclean spirit or demon; he was a victim of ordinary epilepsy. But he had been taught that his affliction was due to possession by an evil spirit. He believed this teaching and behaved accordingly in all that he thought or said concerning his ailment. The people all believed that such phenomena were directly caused by the presence of unclean spirits. Accordingly they believed that Jesus had cast a demon out of this man. But Jesus did not at that time cure his epilepsy. Not until later on that day, after sundown, was this man really healed. Long after the day of Pentecost the Apostle John, who was the last to write of Jesus’ doings, avoided all reference to these so-called acts of «casting out devils,» and this he did in view of the fact that such cases of demon possession never occurred after Pentecost.
Этот юноша не был одержим нечистым духом или демоном; он страдал обычной эпилепсией. Однако ему внушили, что его недуг — следствие одержимости злым духом. Он верил этим внушениям и это накладывало отпечаток на все, что он думал или говорил о своем заболевании. Все люди верили, что подобные явления — прямое следствие присутствия нечистых духов. Поэтому они считали, что Иисус изгнал из этого человека демона. Однако в данном случае Иисус не излечил его от эпилепсии. Этот человек действительно был исцелен в тот же день, но произошло это позднее, после захода солнца. Спустя много лет после Пятидесятницы апостол Иоанн, последним описавший деяния Иисуса, избегал каких-либо упоминаний так называемых «изгнаний бесов» и поступал так потому, что случаи одержимости полностью прекратились после Пятидесятницы.
[145:2.14] As a result of this commonplace incident the report was rapidly spread through Capernaum that Jesus had cast a demon out of a man and miraculously healed him in the synagogue at the conclusion of his afternoon sermon. The Sabbath was just the time for the rapid and effective spreading of such a startling rumor. This report was also carried to all the smaller settlements around Capernaum, and many of the people believed it.
В результате этого рядового события по всему Капернауму быстро разнеслась весть о том, что Иисус изгнал из человека беса и чудесным образом исцелил его в синагоге по окончании дневной проповеди. Суббота была подходящим временем для молниеносного распространения такого поразительного слуха. Сообщение об этом происшествии разнеслось также по всем небольшим селениям вокруг Капернаума и многие люди поверили ему.

[145:2.15] The cooking and the housework at the large Zebedee home, where Jesus and the twelve made their headquarters, was for the most part done by Simon Peter’s wife and her mother. Peter’s home was near that of Zebedee; and Jesus and his friends stopped there on the way from the synagogue because Peter’s wife’s mother had for several days been sick with chills and fever. Now it chanced that, at about the time Jesus stood over this sick woman, holding her hand, smoothing her brow, and speaking words of comfort and encouragement, the fever left her. Jesus had not yet had time to explain to his apostles that no miracle had been wrought at the synagogue; and with this incident so fresh and vivid in their minds, and recalling the water and the wine at Cana, they seized upon this coincidence as another miracle, and some of them rushed out to spread the news abroad throughout the city.
Приготовлением еды и хозяйством в большом доме Зеведея, ставшем центром деятельности Иисуса и двенадцати апостолов, обычно занимались жена Симона Петра и ее мать. Дом Петра находился рядом с домом Зеведея и Иисус и его друзья остановились здесь, возвращаясь из синагоги, так как мать жены Петра уже в течение нескольких дней страдала малярией. Теперь же случилось так, что примерно в то же время, когда Иисус стоял над больной женщиной, держа ее за руку, гладя ей лоб и говоря слова утешения и ободрения, лихорадка оставила ее. Иисус еще не успел объяснить апостолам, что в синагоге не произошло никакого чуда. Теперь же, находясь под свежим и ярким впечатлением от того случая и вспомнив воду и вино в Кане, они восприняли и это совпадение как очередное чудо, и некоторые из них бросились из дома, чтобы разнести эту новость по всему городу.
[145:2.16] Amatha, Peter’s mother-in-law, was suffering from malarial fever. She was not miraculously healed by Jesus at this time. Not until several hours later, after sundown, was her cure effected in connection with the extraordinary event which occurred in the front yard of the Zebedee home.
Теща Петра, Амафа, страдала малярийной лихорадкой. В этот раз она не была чудесным образом исцелена Иисусом. Только спустя несколько часов, после захода солнца, она излечилась в связи с чрезвычайным событием, произошедшим в палисаднике дома Зеведея.

[145:2.17] And these cases are typical of the manner in which a wonder-seeking generation and a miracle-minded people unfailingly seized upon all such coincidences as the pretext for proclaiming that another miracle had been wrought by Jesus.
Все эти случаи типичны для поведения падкого на волшебства поколения; эти верившие в чудеса люди использовали в качестве предлога любое стечение обстоятельств как предлог для провозглашения того, что Иисус сотворил очередное чудо.

3. THE HEALING AT SUNDOWN 

3. ИСЦЕЛЕНИЕ НА ЗАКАТЕ

[145:3.1] By the time Jesus and his apostles had made ready to partake of their evening meal near the end of this eventful Sabbath day, all Capernaum and its environs were agog over these reputed miracles of healing; and all who were sick or afflicted began preparations to go to Jesus or to have themselves carried there by their friends just as soon as the sun went down. According to Jewish teaching it was not permissible even to go in quest of health during the sacred hours of the Sabbath.
К тому времени, когда Иисус и апостолы приготовились к вечерней трапезе ближе к концу этого насыщенного событиями субботнего дня, весь Капернаум и окрестности пришли в возбуждение из-за этих якобы чудесных исцелений и все больные и страждущие приготовились сразу же после захода солнца либо идти к Иисусу сами, либо к тому, чтобы их отнесли туда друзья. Согласно еврейскому учению, в священные часы субботы человек не имел права отправиться даже на лечение.
[145:3.2] Therefore, as soon as the sun sank beneath the horizon, scores of afflicted men, women, and children began to make their way toward the Zebedee home in Bethsaida. One man started out with his paralyzed daughter just as soon as the sun sank behind his neighbor’s house.
Поэтому, как только солнце скрылось за горизонтом, множество страждущих мужчин, женщин и детей начали стекаться к дому Зеведея в Вифсаиде. Один человек отправился в путь со своей парализованной дочерью, как только солнце скрылось за домом его соседа.
[145:3.3] The whole day’s events had set the stage for this extraordinary sundown scene. Even the text Jesus had used for his afternoon sermon had intimated that sickness should be banished; and he had spoken with such unprecedented power and authority! His message was so compelling! While he made no appeal to human authority, he did speak directly to the consciences and souls of men. Though he did not resort to logic, legal quibbles, or clever sayings, he did make a powerful, direct, clear, and personal appeal to the hearts of his hearers.
События этого дня подготовили почву для необыкновенной сцены на закате. Даже отрывок, использованный Иисусом в послеобеденной проповеди, указывал на то, что следует избавиться от болезней; и он говорил с такой невиданной силой и властью! Его проповедь была столь убедительной! Не взывая к человеческим авторитетам, он прямо обращался к совести и душам людей. Не прибегая к логике, софизмам законников или хитроумным рассуждениям, он обращался с сильным, прямым, ясным и личным воззванием к сердцам своих слушателей.

[145:3.4] That Sabbath was a great day in the earth life of Jesus, yes, in the life of a universe. To all local universe intents and purposes the little Jewish city of Capernaum was the real capital of Nebadon. The handful of Jews in the Capernaum synagogue were not the only beings to hear that momentous closing statement of Jesus’ sermon: «Hate is the shadow of fear; revenge the mask of cowardice.» Neither could his hearers forget his blessed words, declaring, «Man is the son of God, not a child of the devil.»
Эта суббота стала великим днем в земной жизни Иисуса, да и в жизни вселенной. Для всей локальной вселенной небольшой еврейский городок Капернаум фактически стал настоящей столицей Небадона. Горстка евреев в капернаумской синагоге были не единственными существами, внимавшими заключительным словам проповеди Иисуса: «Ненависть — это тень страха, месть — личина трусости». Не могли слушатели забыть и его благословенных слов: «Человек — это сын Бога, а не дитя дьявола».

[145:3.5] Soon after the setting of the sun, as Jesus and the apostles still lingered about the supper table, Peter’s wife heard voices in the front yard and, on going to the door, saw a large company of sick folks assembling, and that the road from Capernaum was crowded by those who were on their way to seek healing at Jesus’ hands. On seeing this sight, she went at once and informed her husband, who told Jesus.
Вскоре после захода солнца, когда Иисус и апостолы все еще сидели за столом, жена Петра услышала голоса из палисадника и подойдя к двери увидела, что перед домом собирается большая толпа больных людей и что дорога из Капернаума запружена теми, кто направляется к ним в надежде на исцеление от рук Иисуса. Увидев это зрелище, она сразу же сообщила об этом своему мужу, а тот — Иисусу.
[145:3.6] When the Master stepped out of the front entrance of Zebedee’s house, his eyes met an array of stricken and afflicted humanity. He gazed upon almost one thousand sick and ailing human beings; at least that was the number of persons gathered together before him. Not all present were afflicted; some had come assisting their loved ones in this effort to secure healing.
Когда Учитель вышел из главного входа дома Зеведея, его взору предстало множество пораженных болезнями и страдающих людей. Он смотрел почти на тысячу больных и немощных; во всяком случае, такое число людей собралось перед ним. Не все присутствующие страдали от болезней; некоторые пришли, помогая своим любимым в их стремлении исцелиться.
[145:3.7] The sight of these afflicted mortals, men, women, and children, suffering in large measure as a result of the mistakes and misdeeds of his own trusted Sons of universe administration, peculiarly touched the human heart of Jesus and challenged the divine mercy of this benevolent Creator Son. But Jesus well knew he could never build an enduring spiritual movement upon the foundation of purely material wonders. It had been his consistent policy to refrain from exhibiting his creator prerogatives. Not since Cana had the supernatural or miraculous attended his teaching; still, this afflicted multitude touched his sympathetic heart and mightily appealed to his understanding affection.
Вид этих страждущих смертных — мужчин, женщин и детей, мучения которых в значительной мере были следствием ошибок и проступков его собственных доверенных Сынов вселенской администрации, — глубоко тронул человеческое сердце Иисуса и воззвал к божественному милосердию этого великодушного Сына-Создателя. Но Иисус прекрасно понимал, что ему никогда не построить прочного духовного движения на фундаменте одних только материальных чудес. Он последовательно стремился воздерживаться от демонстрации своих прерогатив создателя. Со времени Каны с его учением не было связано ничего сверхъестественного или чудесного; тем не менее, эта толпа страждущих тронула его отзывчивое сердце и мощно воззвала к его сострадательной любви.
[145:3.8] A voice from the front yard exclaimed: «Master, speak the word, restore our health, heal our diseases, and save our souls.» No sooner had these words been uttered than a vast retinue of seraphim, physical controllers, Life Carriers, and midwayers, such as always attended this incarnated Creator of a universe, made themselves ready to act with creative power should their Sovereign give the signal. This was one of those moments in the earth career of Jesus in which divine wisdom and human compassion were so interlocked in the judgment of the Son of Man that he sought refuge in appeal to his Father’s will.
Он услышал, как из палисадника кто-то крикнул: «Учитель, вымолви слово, верни нам здоровье, исцели наши болезни и спаси наши души». Не успели эти слова растаять в воздухе, как огромная свита серафим, физических управляющих, Носителей Жизни и промежуточных созданий, постоянно сопровождавших воплощенного Создателя вселенной, приготовилась использовать созидательную силу в случае получения сигнала от их Владыки. Это был один из тех моментов в земной жизни Иисуса, когда божественная мудрость и человеческое сострадание в суждении Сына Человеческого переплелись настолько, что он обратился за помощью к воле своего Отца.
[145:3.9] When Peter implored the Master to heed their cry for help, Jesus, looking down upon the afflicted throng, answered: «I have come into the world to reveal the Father and establish his kingdom. For this purpose have I lived my life to this hour. If, therefore, it should be the will of Him who sent me and not inconsistent with my dedication to the proclamation of the gospel of the kingdom of heaven, I would desire to see my children made whole — and —» but the further words of Jesus were lost in the tumult.
Когда Петр стал умолять его внять их крику о помощи, Иисус, глядя на толпу страждущих, ответил: «Я пришел в этот мир, чтобы раскрыть Отца и установить его царство. Этой цели была посвящена вся моя прожитая до сих пор жизнь. Поэтому если на то будет воля Пославшего меня и если это не будет противоречить провозглашению мною евангелия небесного царства, я хотел бы видеть своих детей исцеленными и…» — но дальнейшие слова Иисуса утонули в шуме и криках.
[145:3.10] Jesus had passed the responsibility of this healing decision to the ruling of his Father. Evidently the Father’s will interposed no objection, for the words of the Master had scarcely been uttered when the assembly of celestial personalities serving under the command of Jesus’ Personalized Thought Adjuster was mightily astir. The vast retinue descended into the midst of this motley throng of afflicted mortals, and in a moment of time 683 men, women, and children were made whole, were perfectly healed of all their physical diseases and other material disorders. Such a scene was never witnessed on earth before that day, nor since. And for those of us who were present to behold this creative wave of healing, it was indeed a thrilling spectacle.
Иисус передал Отцу ответственность за принятие решения об исцелении. Очевидно, воля Отца не противоречила этому желанию, ибо не успел Учитель произнести своих слов, как сонм небесных личностей, действующих под предводительством Персонализированного Настройщика Мышления Иисуса, пришел в состояние чрезвычайной активности. Огромная свита опустилась на разноликую толпу страждущих смертных и через мгновение 683 человека — мужчины, женщины и дети — были исцелены и полностью избавлены от всех физических заболеваний и других материальных недугов. Подобного никогда не наблюдалось на земле ни до этого дня, ни после. И для тех из нас, кто был свидетелем такой созидательной волны исцеления, это стало действительно захватывающим зрелищем.

[145:3.11] But of all the beings who were astonished at this sudden and unexpected outbreak of supernatural healing, Jesus was the most surprised. In a moment when his human interests and sympathies were focused upon the scene of suffering and affliction there spread out before him, he neglected to bear in his human mind the admonitory warnings of his Personalized Adjuster regarding the impossibility of limiting the time element of the creator prerogatives of a Creator Son under certain conditions and in certain circumstances. Jesus desired to see these suffering mortals made whole if his Father’s will would not thereby be violated. The Personalized Adjuster of Jesus instantly ruled that such an act of creative energy at that time would not transgress the will of the Paradise Father, and by such a decision — in view of Jesus’ preceding expression of healing desire — the creative act was. What a Creator Son desires and his Father wills IS. Not in all of Jesus’ subsequent earth life did another such en masse physical healing of mortals take place.
Однако из всех потрясенных мгновенным и неожиданным всплеском сверхъестественного исцеления больше всех был удивлен Иисус. В тот момент, когда его человеческое участие и сострадание были сосредоточены на открывшемся перед ним зрелище страданий и невзгод, он упустил из виду предупреждения своего Персонализированного Настройщика о том, что при определенных условиях и в некоторых обстоятельствах невозможно ограничить элемент времени в сфере присущих Сыну-Создателю прерогатив творца. Иисус желал исцеления этих страдающих смертных, если это не противоречило воле его Отца. Персонализированный Настройщик Иисуса тут же постановил, что в тот момент подобный акт с использованием созидательной энергии не нарушал волю Райского Отца и этим решением — ввиду предшествующего желания Иисуса вылечить людей — созидательный акт стал фактом. То, чего желает Сын-Создатель и что соответствует воле его Отца — ЕСТЬ. И это стало самым массовым физическим исцелением смертных за всю последующую земную жизнь Иисуса.

[145:3.12] As might have been expected, the fame of this sundown healing at Bethsaida in Capernaum spread throughout all Galilee and Judea and to the regions beyond. Once more were the fears of Herod aroused, and he sent watchers to report on the work and teachings of Jesus and to ascertain if he was the former carpenter of Nazareth or John the Baptist risen from the dead.
Как и следовало ожидать, молва об этом исцелении на закате в Вифсаиде близ Капернаума распространилась по всей Галилее и Иудее, а также за их пределами. В очередной раз у Ирода пробудился страх и он послал наблюдателей, которые должны были сообщить ему о труде и учениях Иисуса и выяснить, кто он — бывший плотник из Назарета или же воскресший из мертвых Иоанн Креститель.
[145:3.13] Chiefly because of this unintended demonstration of physical healing, henceforth, throughout the remainder of his earth career, Jesus became as much a physician as a preacher. True, he continued his teaching, but his personal work consisted mostly in ministering to the sick and the distressed, while his apostles did the work of public preaching and baptizing believers.
В основном благодаря этой непреднамеренной демонстрации физического исцеления, впредь — на протяжении всей его оставшейся земной жизни — Иисус в равной мере был как врачом, так и проповедником. Конечно, он продолжал учить людей, но его непосредственный труд заключался в основном в помощи больным и страждущим, в то время как апостолы выступали с публичными проповедями и крестили верующих.
[145:3.14] But the majority of those who were recipients of supernatural or creative physical healing at this sundown demonstration of divine energy were not permanently spiritually benefited by this extraordinary manifestation of mercy. A small number were truly edified by this physical ministry, but the spiritual kingdom was not advanced in the hearts of men by this amazing eruption of timeless creative healing.
Однако большинство из тех, на ком проявилось действие божественной энергии, продемонстрированной после захода солнца в форме сверхъестественного созидательного исцеления, не извлекли долговременной духовной пользы из этого необычайного проявления милосердия. Лишь немногих такая физическая помощь действительно укрепила в вере, но поразительный всплеск вневременного исцеления не помог сердцам людей проникнуться духовным царством.
[145:3.15] The healing wonders which every now and then attended Jesus’ mission on earth were not a part of his plan of proclaiming the kingdom. They were incidentally inherent in having on earth a divine being of well-nigh unlimited creator prerogatives in association with an unprecedented combination of divine mercy and human sympathy. But such so-called miracles gave Jesus much trouble in that they provided prejudice-raising publicity and afforded much unsought notoriety.
Чудеса исцеления, с которыми то и дело была связана земная миссия Иисуса, не были частью его плана провозглашения царства. Они были побочным следствием присутствия на земле божественного существа, обладающего практически неограниченными прерогативами создателя в сочетании с беспрецедентным соединением божественного милосердия и человеческого сочувствия. Однако эти так называемые чудеса доставляли Иисусу много хлопот, приводя к порождающей предубеждения известности и создавая ненужную шумиху.

4. THE EVENING AFTER 

4. ВЕЧЕРОМ ТОГО ЖЕ ДНЯ

[145:4.1] Throughout the evening following this great outburst of healing, the rejoicing and happy throng overran Zebedee’s home, and the apostles of Jesus were keyed up to the highest pitch of emotional enthusiasm. From a human standpoint, this was probably the greatest day of all the great days of their association with Jesus. At no time before or after did their hopes surge to such heights of confident expectation. Jesus had told them only a few days before, and when they were yet within the borders of Samaria, that the hour had come when the kingdom was to be proclaimed in power, and now their eyes had seen what they supposed was the fulfillment of that promise. They were thrilled by the vision of what was to come if this amazing manifestation of healing power was just the beginning. Their lingering doubts of Jesus’ divinity were banished. They were literally intoxicated with the ecstasy of their bewildered enchantment.
Весь вечер после этого великого потока исцеления толпа ликующих и счастливых людей заполняла дом Зеведея, а апостолы Иисуса были на вершине эмоционального восторга. С человеческой точки зрения это был наверное величайший из всех великих дней в их отношениях с Иисусом. И никогда — ни до, ни после — их надежды не взлетали до таких высот убежденного упования. Лишь за несколько дней до этого — когда они еще находились в Самарии — Иисус сказал им, что настал час для провозглашения царства со всей мощью и теперь они видели то, что казалось им исполнением этого обещания. Они трепетали в ожидании предстоящего, если такая поразительная демонстрация целительной силы была лишь началом. Исчезли последние следы сомнений в божественности Иисуса. Ошеломленные и зачарованные они буквально опьянели от восторга.
[145:4.2] But when they sought for Jesus, they could not find him. The Master was much perturbed by what had happened. These men, women, and children who had been healed of diverse diseases lingered late into the evening, hoping for Jesus’ return that they might thank him. The apostles could not understand the Master’s conduct as the hours passed and he remained in seclusion; their joy would have been full and perfect but for his continued absence. When Jesus did return to their midst, the hour was late, and practically all of the beneficiaries of the healing episode had gone to their homes. Jesus refused the congratulations and adoration of the twelve and the others who had lingered to greet him, only saying: «Rejoice not that my Father is powerful to heal the body, but rather that he is mighty to save the soul. Let us go to our rest, for tomorrow we must be about the Father’s business.»
Однако, когда они стали искать Иисуса, то не смогли его найти. Учитель был крайне обеспокоен произошедшим. Исцеленные от разных болезней мужчины, женщины и дети не расходились допоздна в надежде дождаться возвращения Иисуса и отблагодарить его. Апостолы не могли понять поведения Учителя: шло время, а он оставался в уединении; их радость была бы полной и совершенной, если бы не его затянувшееся отсутствие. Когда же Иисус наконец вернулся к ним, то было поздно и практически все исцеленные люди уже разошлись по домам. Иисус отверг поздравления и восторги двенадцати и других людей, задержавшихся здесь для приветствия и только сказал: «Радуйтесь не тому, что мой Отец может исцелить тело, радуйтесь тому, что он способен спасти душу. Отправимся на покой, ибо завтра нам предстоит заняться делом Отца».
[145:4.3] And again did twelve disappointed, perplexed, and heart-sorrowing men go to their rest; few of them, except the twins, slept much that night. No sooner would the Master do something to cheer the souls and gladden the hearts of his apostles, than he seemed immediately to dash their hopes in pieces and utterly to demolish the foundations of their courage and enthusiasm. As these bewildered fishermen looked into each other’s eyes, there was but one thought: «We cannot understand him. What does all this mean?»
И вновь двенадцать разочарованных, озадаченных и опечаленных сердцем мужчин отправились на покой; в ту ночь они, за исключением близнецов, почти не сомкнули глаз. Не успел Учитель ободрить души и порадовать сердца апостолов, как он сразу же разбил их надежды и полностью разрушил основу их мужества и энтузиазма. Когда эти сбитые с толку рыбаки смотрели друг на друга, в их глазах читалась только одна мысль: «Мы не можем понять его. Что все это значит?»

5. EARLY SUNDAY MORNING 

5. РАННИМ УТРОМ В ВОСКРЕСЕНЬЕ

[145:5.1] Neither did Jesus sleep much that Saturday night. He realized that the world was filled with physical distress and overrun with material difficulties, and he contemplated the great danger of being compelled to devote so much of his time to the care of the sick and afflicted that his mission of establishing the spiritual kingdom in the hearts of men would be interfered with or at least subordinated to the ministry of things physical. Because of these and similar thoughts which occupied the mortal mind of Jesus during the night, he arose that Sunday morning long before daybreak and went all alone to one of his favorite places for communion with the Father. The theme of Jesus’ prayer on this early morning was for wisdom and judgment that he might not allow his human sympathy, joined with his divine mercy, to make such an appeal to him in the presence of mortal suffering that all of his time would be occupied with physical ministry to the neglect of the spiritual. Though he did not wish altogether to avoid ministering to the sick, he knew that he must also do the more important work of spiritual teaching and religious training.
В ту субботнюю ночь Иисус тоже почти не сомкнул глаз. Он сознавал, что мир наполнен физическими страданиями и материальными трудностями и размышлял об огромной опасности — быть вынужденным посвящать заботе о больных и страждущих столь значительную часть своего времени, что физическая опека оказалась бы препятствием для его миссии по установлению духовного царства в сердцах людей или, по крайней мере, подчинила бы ее себе. Из-за таких и схожих мыслей, одолевавших ночью смертный разум Иисуса, в то воскресное утро он поднялся задолго до рассвета и отправился в одиночестве в одно из своих излюбленных мест для общения с Отцом. В это раннее утро Иисус молился о мудрости и здравом смысле, о том, чтобы не позволять своему человеческому сочувствию, соединенному с божественным милосердием, оказывать на него настолько сильное влияние в присутствии страдающих смертных, что все его время уходило бы на физическую опеку в ущерб опеке духовной. Он не хотел полностью уклоняться от помощи больным, но знал, что должен заниматься более важным делом — духовным обучением и религиозным наставлением.
[145:5.2] Jesus went out in the hills to pray so many times because there were no private rooms suitable for his personal devotions.
Иисус столь часто уходил молиться в горы из-за отсутствия укромного помещения, пригодного для его личных молитв.
[145:5.3] Peter could not sleep that night; so, very early, shortly after Jesus had gone out to pray, he aroused James and John, and the three went to find their Master. After more than an hour’s search they found Jesus and besought him to tell them the reason for his strange conduct. They desired to know why he appeared to be troubled by the mighty outpouring of the spirit of healing when all the people were overjoyed and his apostles so much rejoiced.
Петр не мог заснуть в ту ночь; поэтому очень рано, как только Иисус ушел молиться, он разбудил Иакова и Иоанна и они втроем пошли искать Учителя. Проведя в поисках больше часа, они нашли Иисуса и попросили его объяснить им причину своего странного поведения. Они хотели знать, почему он казался обеспокоенным могучим излиянием духа исцеления, приведшего всех людей в бурный восторг и столь обрадовавшего его апостолов.
[145:5.4] For more than four hours Jesus endeavored to explain to these three apostles what had happened. He taught them about what had transpired and explained the dangers of such manifestations. Jesus confided to them the reason for his coming forth to pray. He sought to make plain to his personal associates the real reasons why the kingdom of the Father could not be built upon wonder-working and physical healing. But they could not comprehend his teaching.
Более четырех часов Иисус старался разъяснить троим апостолам, что же произошло. Он изложил произошедшее и объяснил им всю опасность таких проявлений. Иисус открыл им причину своего ухода для молитвы. Он стремился объяснить своим личным соратникам подлинные причины невозможности построить царство Отца на чудесах и физическом исцелении. Однако они не смогли понять его учения.
[145:5.5] Meanwhile, early Sunday morning, other crowds of afflicted souls and many curiosity seekers began to gather about the house of Zebedee. They clamored to see Jesus. Andrew and the apostles were so perplexed that, while Simon Zelotes talked to the assembly, Andrew, with several of his associates, went to find Jesus. When Andrew had located Jesus in company with the three, he said: «Master, why do you leave us alone with the multitude? Behold, all men seek you; never before have so many sought after your teaching. Even now the house is surrounded by those who have come from near and far because of your mighty works. Will you not return with us to minister to them?»
Тем временем, с раннего утра в воскресенье к дому Зеведея стали стекаться новые толпы страждущих и любопытных, шумно требовавших встречи с Иисусом. Андрей и апостолы оказались в столь затруднительном положении, что пока Симон Зелот говорил с собравшейся толпой, Андрей вместе с несколькими товарищами отправился на поиски Иисуса. Найдя Иисуса в обществе троих апостолов, он сказал: «Учитель, почему ты оставил нас наедине с народом? Посмотри, все ищут тебя; никогда еще так много людей не стремилось к твоему учению. Вот и сейчас дом окружают люди, пришедшие из ближних и дальних мест, благодаря твоим великим делам. Не вернешься ли ты вместе с нами, чтобы помочь им?»
[145:5.6] When Jesus heard this, he answered: «Andrew, have I not taught you and these others that my mission on earth is the revelation of the Father, and my message the proclamation of the kingdom of heaven? How is it, then, that you would have me turn aside from my work for the gratification of the curious and for the satisfaction of those who seek for signs and wonders? Have we not been among these people all these months, and have they flocked in multitudes to hear the good news of the kingdom? Why have they now come to besiege us? Is it not because of the healing of their physical bodies rather than as a result of the reception of spiritual truth for the salvation of their souls? When men are attracted to us because of extraordinary manifestations, many of them come seeking not for truth and salvation but rather in quest of healing for their physical ailments and to secure deliverance from their material difficulties.
Услышав эти слова, Иисус ответил: «Андрей, разве я не учил тебя и других, что моя миссия на земле — это раскрытие Отца, а мое послание — это провозглашение царства небесного? Так почему же ты готов допустить, чтобы меня отвлекали от моего труда ради ублажения любопытных и удовлетворения ищущих знамений и чудес? Мы были среди этих людей все эти месяцы, но разве приходили они толпами, чтобы услышать благую весть царства? Почему же теперь они пришли осаждать нас? Вследствие ли восприятия ими духовной истины для спасения душ или просто потому, что исцелились их физические тела? Многие тянутся к нам из-за необычных явлений не в поиске истины и спасения, а для исцеления от физических болезней и избавления от материальных трудностей. 
[145:5.7] «All this time I have been in Capernaum, and both in the synagogue and by the seaside have I proclaimed the good news of the kingdom to all who had ears to hear and hearts to receive the truth. It is not the will of my Father that I should return with you to cater to these curious ones and to become occupied with the ministry of things physical to the exclusion of the spiritual. I have ordained you to preach the gospel and minister to the sick, but I must not become engrossed in healing to the exclusion of my teaching. No, Andrew, I will not return with you. Go and tell the people to believe in that which we have taught them and to rejoice in the liberty of the sons of God, and make ready for our departure for the other cities of Galilee, where the way has already been prepared for the preaching of the good tidings of the kingdom. It was for this purpose that I came forth from the Father. Go, then, and prepare for our immediate departure while I here await your return.»
Все это время я провел в Капернауме; и в синагоге, и у моря я провозглашал благую весть царства всем, кто имел уши, чтобы слышать и сердца, чтобы принять истину. Воля моего Отца — не в том, чтобы я вернулся с вами угождать любопытным и заниматься телесной опекой в ущерб опеке духовной. Я посвятил вас проповедовать евангелие и помогать больным, но я не могу посвятить себя исцелению в ущерб своему учению. Нет, Андрей, я не вернусь с вами. Идите и скажите людям, чтобы они верили в то, чему мы их учили и радовались свободе сынов Бога, а сами собирайтесь в дорогу — мы отправляемся в другие города Галилеи, где уже подготовлен путь для проповеди благой вести царства. Именно для этой цели я пришел от Отца. Ступайте же и будьте готовы сразу же выйти в путь; я буду ждать вашего возвращения здесь».
[145:5.8] When Jesus had spoken, Andrew and his fellow apostles sorrowfully made their way back to Zebedee’s house, dismissed the assembled multitude, and quickly made ready for the journey as Jesus had directed. And so, on the afternoon of Sunday, January 18, A.D. 28, Jesus and the apostles started out upon their first really public and open preaching tour of the cities of Galilee. On this first tour they preached the gospel of the kingdom in many cities, but they did not visit Nazareth.
Когда Иисус закончил говорить, Андрей и его собратья-апостолы понуро побрели назад к дому Зеведея, распустили собравшийся народ и быстро собрались в путь, как и велел Иисус. Так, пополудни в воскресенье, 18 января 28 года н.э., Иисус и апостолы отправились в свое первое странствие с открытыми публичными проповедями по городам Галилеи. Во время этого первого странствия они проповедовали евангелие царства во многих городах, но не посетили Назарет.
[145:5.9] That Sunday afternoon, shortly after Jesus and his apostles had left for Rimmon, his brothers James and Jude came to see him, calling at Zebedee’s house. About noon of that day Jude had sought out his brother James and insisted that they go to Jesus. By the time James consented to go with Jude, Jesus had already departed.
В тот же день — вскоре после того, как Иисус и апостолы вышли в Риммон, — его братья Иаков и Иуда пришли в дом Зеведея, чтобы повидаться с ним. В тот день, около полудня, Иуда разыскал своего брата Иакова и настоял на том, чтобы они отправились к Иисусу. К тому времени, когда Иаков согласился, Иисус уже покинул Капернаум.
[145:5.10] The apostles were loath to leave the great interest which had been aroused at Capernaum. Peter calculated that no less than one thousand believers could have been baptized into the kingdom. Jesus listened to them patiently, but he would not consent to return. Silence prevailed for a season, and then Thomas addressed his fellow apostles, saying: «Let’s go! The Master has spoken. No matter if we cannot fully comprehend the mysteries of the kingdom of heaven, of one thing we are certain: We follow a teacher who seeks no glory for himself.» And reluctantly they went forth to preach the good tidings in the cities of Galilee.
Апостолы очень не хотели уходить от возникшего в Капернауме огромного интереса. По подсчетам Петра, не менее тысячи человек могло бы креститься и вступить в царство. Иисус терпеливо выслушал их, однако отказался вернуться. На время воцарилось молчание, а затем Фома обратился к своим собратьям-апостолам со словами: «Пойдем! Учитель сказал свое слово. Хотя мы и не можем до конца постигнуть тайны небесного царства, в одном мы уверены: мы следуем за учителем, который не ищет себе славы». И с неохотой покинув Капернаум, они отправились в путь возвещать благую весть в городах Галилеи.